Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке, правильная – с экологической точки зрения – организация зеленой зоны составляют развивающую экологическую среду, пригодную для воспитания детей. Для постоянного общения детей с природной средой создается, оснащается территория образовательного учреждения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный учебно-опытный участок украсит территорию, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года. Учащиеся имеют возможность сосредоточивать свое внимание на объектах природы, что обеспечивает более глубокое их познание. Дети имеют возможность длительно рассматривать природные объекты, наблюдать за ними; постепенно у них формируются осознанные знания о животных (внешний вид, повадки, условия существования и т.д. ), трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.
Требования к подбору объектов на учебно-опытном участке:
1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способные вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей.
3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.
5. Учебно-опытный участок- место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен учащимся 4-х классов. Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в конкретных климатических условиях. Размещая объекты на учебно-опытном участке, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни к растения нуждаются в большом количестве солнечного света, другие плохо переносят прямые солнечные лучи – их помещают в разные места. При размещении объектов необходимо учесть и эстетическую сторону: учебно-опытный участок должен радовать глаз, украшать территорию. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться.
7. При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка, следует учитывать следующие требования:
для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;
они должны быть разнообразны по высоте, окрасу листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.