Связь человека с реальной действительностью, с окружающим миром осуществляется через язык. Язык и общество нерасторжимы. Язык связан с мышлением. Язык – средство оформления, выражения и сообщения мыслей, средство общения людей. При помощи языка формируется учебная деятельность детей, виды речевой деятельности.
Перечисленные факторы говорят об огромном значении русского языка как учебной дисциплины в начальной школе.
Учебники для 1 класса: «Букварь» (№ лит.), «Родное слово» (№ лит.) являются основными средствами обучения учащихся 1 классов.
«Букварь» – это учебное пособие, без которого нельзя представить обучение в школе вообще. Это самая первая книга в жизни каждого человека. С помощью «Букваря» человек не только учится читать, но также учится грамотно говорить и рассказывать. Ребенок растет с этой книгой. И от того какова данная книга, какое впечатление она произведет на своих несмышленых читателей, зависит весь дальнейший интерес к чтению у детей.
Приведем анализ учебника «Букваря» для 1 класса общеобразовательной школы В.К. Павленко, Т.К. Абеновой (Алматы, «Атамура» 2001).
Поработав с учебником, мы сделали такие комментарии. Учебник составлен в соответствии с программным материалом. В основу учебника были положены дидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, преемственности, наглядности, и т.д. А также материал был подобран с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей 6-7 лет. Предусмотрено введение учебного материала через образную систему художественных произведений, широкое использование межпредметных связей, обращение к традициям народной педагогики.
Материал учебника упорядочен. Красной линией сквозь весь учебник идет материал на развитие: речи, творческих способностей учащихся, мышления, познавательного интереса, техникой чтения, самостоятельностью, обогащением словарного запаса, эстетического и нравственного воспитания.
С особой тщательностью подобраны тексты и игровые задания. Учебник очень красочный. Открывая учебник первое, что мы видим – это красочный алфавит, который поможет детям быстрее выучить буквы. На третьей странице помещено обращение к ученикам Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, в котором он подчеркивает важность образованности каждого ученика для блага всего народа Республики Казахстан.
Программный материал начинается с изучения символики Республики Казахстан. Уже с первых дней в школе дети знакомятся с Гербом, Флагом и Гимном нашей страны. Что очень важно в развитии чувства патриотизма и любви к Родине.
Темы в учебнике даны блоками (периодами):
подготовительный период (добуквенный);
букварный период;
послебукварный период;
Теперь проанализируем каждый блок.
Подготовительный период.
Подготовка к обучению грамоте и развитие речи.
Большое внимание уделяется развитию речи. Обогащению словарного запаса. Овладение словами выражения речевого этикета. Работа над словом, предложением. Составление небольших рассказов по картинкам. Ударение, ударный слог. Ориентировка в звуковой структуре слова. Звук. Гласный звук, согласный звук. Составление схемы слова. Чтение схемы слова.
Данный период подготавливает учащихся к следующему более насыщенному периоду и более сложному периоду.
Букварный период
Обучение грамоте и развитие речи.
Ознакомление и овладение звуками и буквами в последовательности, которая определяется следующими принципами:
доступности – легкости при артикуляции и выделении звука из слова;
принцип частотности звука в словах русского языка.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.