В переходный социально-экономический период творческая личность является не только экономическим фактором, но и общественным достоянием, т.к. интеллектуальность оказывает всеобщее влияние на все сферы социального развития общества. Отсюда и такое пристальное внимание государства к проблеме воспитания творческих способностей личности школьника, потому что жизнь и учеба во всех своих проявлениях становится разнообразнее и сложнее, они, чем дальше, тем больше требуют от детей подвижности мысли, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Особенно остро это ощущается на современном этапе, когда социальная и рыночная экономическая структура, с которой республика вступила в новый век, должна олицетворять собой нерушимое единство творческой мысли.
В законе Республики Казахстан «Об образовании» одной из основных
Задач системы образования является «развитие творческих способностей личности». Необходимость воспитания творческих способностей учащихся обусловлена перспективными задачами в области социально-экономического развития общества в целом и переходом людей на новую позицию граждански ответственных и профессионально обоснованных действий. Исследования педагогов и психологов (М.Дулатов, Л.В.Занков, Н.С.Лейтес, И.Н.Лернер, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.) установили,
Что способности формируются на протяжении всей жизни человека, однако в генезисе их становления существуют оптимальные сензитивные периоды.
К ним, по мнению ученых, относятся, прежде всего, ранние школьные годы. Поэтому и воспитание способности к творчеству должно интенсивно осуществляться в годы обучения в начальной школе.
Знакомство с монографиями, научными публикациями свидетельствуют
О том, что от старшеклассников можно добиться высоких результатов в любой области деятельности только в том случае, если мы не позже 1-4 класса (младший школьный возраст) сумеем заложить в формирование личности творческое начало. В системе творческого воспитания детей во внеурочное время игре принадлежит одно из ведущих мест. Игровая деятельность позволяет формировать и воспитывать социально ценные качества личности младшего школьника. Творческое воображение, умение делать и быстрый выбор, способность концентрировать все силы для достижения цели могут быть вызваны в игровой ситуации с гораздо меньшими усилиями, чем в любой другой.
Поэтому, одна из главных задач, стоящих перед школой – не только вооружать учащихся запасом общеобразовательных знаний, но и воспитывать творческие способности детей в процессе игровой деятельности на уроках.
В связи с этим актуально высказывание Аль-Фараби о воспитании творческой личности: «Каждый человек, с начала своего существования от природы наделен способностью…, все естественные свойства нуждаются в воспитании, основанном на воле, и воспитании посредством вещей, которые предназначены тому, чтобы довести их до наивысших или близких к наивысшим совершенствам».
В методологическом и общетеоретическом плане необходимость и механизм формирования творческих способностей и потенциальных возможностей ребенка широко представлены в трудах Аль-Фараби, Ж.Аймаутова, Ы.Алтынсарина, Б.Г.Ананьева, Т.И. Артемьевой, А.А,Венгера, И,П.Волкова, В.В.Давыдова, Л.Б.Ермолаевой-Томиной, Ж.Жумабаева, А.З.Зака, Т.А.Ильиной, В.О.Кутьева, И.Я.Лука, М.М.Муканова, В.А.Моляко, Ж.И.Намазбаевой, Я.А.Пономарева, В.А. Сухомлинского, С.Т.Шацкого, Г.И.Щукиной, П.М.Якобсона. Они раскрывают специфику детского творчества, заключающуюся в субъективной природе новизны творческой деятельности ребенка, выделяют характерные особенности проявления творческих способностей, их структурные компоненты.
Многочисленные научные исследования показывают, что основой для развития творческих способностей является деятельность. Большой вклад в развитие деятельностной концепции творчества и теории деятельности (философский аспект) внесли известные философы - Ж.М. Абдильдин, К.А.Абишев, В.Г.Афанасьев, А.С.Балгимбаев, П.В.Копкина, А.Н.Насанбаев, Э.Г. Юдин и другие.
Вопросам выявления места игры в развитии творческого потенциала личности в процессе посвятили свои работы известные представители различных общественных наук: философии (Платон, Аристотель, Рабле, М.В. Демин, М.С.Каган, Ю.А.Левада, А.Ф.Лосев и др.).
В целом, соглашаясь с точной зрения названных авторов, мы считаем, что проблеме воспитания творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности в педагогической литературе уделялось все же недостаточное внимание. В нашем исследовании воспитание творческих способностей младших школьников осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и специфики игровой деятельности, ее разностороннего творческого характера.
Знакомство с монографиями, научными публикациями, диссертационными исследованиями, анализ школьной практики и данные нашего исследования свидетельствуют о том, что недостаточное использование игр творческого характера в процессе обучения снижает уровень интеллектуального развития личности, Это является в свою очередь одной из существенных причин снижения интереса младшего школьника к творчеству и учебе.
Отсюда – сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития.
Определение проблемы и актуальность темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств для развития творческого начала детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования – является процесс обучения младших школьников.
Предметом исследования – являются пути и средства развития творческих способностей младших школьников средствами дидактической игры.
Цель исследования – показать роль дидактической игры в совершенствовании процесса обучения грамоте младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Определить средства развития творческих способностей младших школьников.
Проанализировать УМК для 1 класса с целью выявления возможности использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников.
Провести опытно-педагогическую работу по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте.
Методы – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение школьной документации, наблюдение за процессом обучения, опытное обучение.
База исследования – СШ № 95 г. Алматы, 1 «Г» класс (15 мальчиков, 10 девочек); 1 «В» класс (14 мальчиков, 11 девочек). В экспериментальном исследовании участвовало пятьдесят человек младшего школьного возраста.
Структура работы – дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследования, цели, задачи исследования, практическая значимость исследования.
В 1 главе раскрываются психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников.
Во 2 главе раскрываются методические основы использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте, описывается опытно-педагогическая работа, её анализ, выводы и рекомендации по проблеме исследования.
В заключении представлены итоги исследования, сформулированы выводы и рекомендации.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.