Несколько иной состав компонентов творческих способностей мы прослеживаем в работах А.Н. Лука. Он выделяет три основные подгруппы творческих способностей:
способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);
способности, связанные с темпераментом (эмоциональность;
умственные способности.
Над проблемой творческих способностей работали также и зарубежные психологи и педагоги. В своих исследованиях известные американские педагоги и психологи М. Карне, С. Линнемайер, Ц. Дентон-Айд к компонентному составу творческих способностей, которые подлежат развитию относят: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; богатое воображение; восприятие неоднозначных вещей; высокие эстетические ценности; развитая интуиция.
Л.Б. Ермолаевой-Томиной удалось обобщить по зарубежным источникам основные фундаментальные признаки творческих проявлений, которые отмечаются большинством зарубежных психологов и педагогов, как мыслительной деятельности, так и в целостной структуре творческой индивидуальности. И выделить характеристики основных признаков, качеств и свойств креативности:
интеллектуальная творческая инициатива, выход за рамки задач и требований непосредственной действительности.
«широта категоризации» (широта ассоциативного ряда, отдаленность ассоциации).
«беглость мышления». Она определяется богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула.
«гибкость мышления», способность переходить быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому, а также скорость перехода от сознания к работе подсознания и наоборот.
«оригинальность мышления», Основное содержание признака оригинальности – это самостоятельность, необычность, остроумность решения.
Все выше перечисленные первичные признаки творческих способностей тесно переплетаются между собой.
Для того чтобы развить данные качества интеллектуальной деятельности, зарубежные психологи и педагоги считают, что необходимо знать природу различия в стиле мышления. Все ученые сходятся в одном, в том, что различные типы мыслительной деятельности формируются благодаря тому, что их обуславливают и обслуживают разные по своим качествам психические процессы: восприятие, фантазия, воображение.
Таким образом, анализ подходов известных педагогов и психологов к определению творческих способностей, к пониманию их компонентного состава свидетельствуют о том, что, несмотря на разно плановость приведенных точек зрения, намечаются общие подходы к рассмотрению проблемы.
Каждый из выделенных компонентов творческих способностей является существенным фактором в формировании общих способностей к творчеству. Однако в одном исследовании невозможно решить столь значительный комплекс проблем. Так как у большинства ученых в качестве точки отсчета творческих способностей выступают интеллектуальные и мотивационные компоненты, мы остановились на изучении двух интеллектуально-личностных качествах, которые на наш взгляд, могут выступать опорой в педагогической деятельности и интегративно представлять общие творческие способности. Речь идет о способности к творческому мышлению и интерес к творчеству. Наш выбор обусловлен как спецификой творческого процесса, так и возрастными особенностями младших школьников.
По словам Я.А. Пономарева: «в своем развитии деятельность человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемая путем движения рук, ног, пальцев и речевыми указаниями. Вторая происходит «в уме» посредством «умственных действий», с опорой на динамическую мозговую модель. Внутренняя деятельность планирует внешнюю, она возникает на основе внешней и через нее реализуется .
Основы к творческому мышлению закладываются значительно раньше, чем ребенок попадает в школу, однако, по данным возрастной педагогической психологии, наиболее интенсивно эта способность начинает развиваться в младшем школьном возрасте, когда формируются основные навыки учебной деятельности. Характеризуя новые качества психики, которые появляются у детей в это время, В.В. Давыдов указывает: «Чем больше «шагов» своих действий может предусмотреть ребенок, чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи».
Все выше сказанное позволяет нам связывать формирование творческих способностей младших школьников связывать с развитием способности к творческому мышлению.
А теперь рассмотрим следующий компонент творческой способности для детей младшего школьного возраста – интерес к творческой деятельности.
Как показывает анализ психологической литературы, интерес младших школьников к творческой деятельности, как формирование познавательной мотивации, является «пусковым механизмом», стимулирующим протекание творческого процесса. Интерес проявляется как стремление, желание детей познать, открыть в действительности что-то новое, неизвестное.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.