В психологической и педагогической науке одной из важнейших является проблема воспитания способностей. Очевидно, главной причиной, поддерживающей сохранение интереса к ней, выступает ее большая практическая значимость.
Совместным трудом виднейших психологов С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, М.М. Муканова, А.Г. Ковалева, Н.С. Лейтеса, Л.А. Пономарева и др.
Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн, понимал под способностями сложное синтетическое образование психологических особенностей личности, располагающее к выполнению определенной деятельности. Главными показателями действенных возможностей он считал легкость усвоения новой деятельности, широту переноса выработанных индивидом способов восприятия и действий с одной деятельности на другую. Большое значение имели идеи С.Л. Рубинштейна о роли познания и интеллектуальной сферы сознания в развитии способностей для развития самой теории способностей. «По мере того, как человек на материале определенной системы знания, по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него только накапливаются определенные знания и умения, но формируются определенные способности».
C.Л. Рубинштейн доказал, что ведущим фактором становления и развития способностей является деятельность человека, и что, с одной стороны, способности являются предпосылкой для овладения необходимым для ее выполнения знаний, умений и навыков, а с другой стороны, в процессе этого овладения и осуществляется формирование самих способностей.
С.Л. Рубинштейн отмечал важную закономерность развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня.
Исследования С.Л. Рубинштейна продолжил Б.М. Теплов. Он доказал, что одаренность сама по себе еще не обеспечивает успех в выполнении деятельности, зависит не только от одаренности, но и от владения необходимыми навыками. Б.М. Теплов утверждает, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Во многих работах по психологии трактовка способностей дана по Теплову Способности – это синтез свойств и качеств, обуславливающих успешное выполнение определенной деятельности.
А в понимании «Способности есть выявление творческого развития ума, пишет он, - а не простого накопления знаний, следовательно, проявление творческого применения этих знаний, новаторской позиции самого человека в отношении знаний, которые он усваивает, самостоятельности и сознательности. Таким образом, предполагается, что способность не есть простое накопление знаний.
Б.Г. Ананьев конкретизирует положение о том, что способности формируются в деятельности индивида, при этом считает, что в ходе деятельности создаются определенные способы организации психических процессов, которые сказываются и на росте способностей, и на характере человека.
В понимании способностей мы исходим из определения данного психологами, суть которого сводится к следующему: способности – это синтез индивидуально-психологических свойств и качеств личности, которые обуславливают успешность выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
Психологами установлено, что способности, являясь выражением психических процессов, как обобщенном виде, выступают как результат развития психических процессов, как обобщенное их выражение, как свойства индивида, личности.
Изучение психологических характеристик различных способностей дает возможность выделить у человека так называемые общие способности и специальные способности.
Таким образом, в современной психологии различают специальные способности, определяющие успешность выполнения отдельных видов деятельности и общие, которые находят применение в различных видах деятельности. Отталкиваясь от этого, мы выделяем специальные творческие способности в отдельных видах деятельности и общие творческие способности. В данной работе исследуются последние, для обозначения, которых используется термин «творческие способности».
Первые и важнейшие открытия в исследовании проблемы воспитания творческих способностей детей сделали психологи С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выготский. Они установили специфику детского творчества, заключающуюся в субъективной природе новизны творческой деятельности детей, а также открытия М.С. Берштейна, А.В. Брушлинского, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, которые доказали единство сущности творческого процесса детей и взрослых, установили возможность воспитания и развития творческих способностей детей во всех видах творческой деятельности.
Развитие способностей у ребенка не может происходить без участия взрослого. М. Дулатов пишет: …без воспитания, одаренность ребенка сама по себе не развивается. Необходимо выявлять одаренность и наметить пути ее развития…». А А.С. Макаренко в своих педагогических трудах требовал в воспитательной работе с детьми проектировать развитие личности каждого воспитанника, и умело это делал на основе тщательного изучения их способностей, черт характера.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.