Содержание понятия «творческая деятельность на уроке музыки» проявляется в двух аспектах.
В широком смысле – это различные формы самостоятельной интерпретации музыки: рисунком, цветом, жестом, словом (устным и письменным), сравнительным анализом, выбором аналога, придумыванием заглавия, решения слуховой задачи, создание литературно-музыкальной композиции и т.д (интерпретация как создание аналогов в различных моделях). В узком смысле – это создание «своей музыки», ритмизация слов и стихов, озвучивание стихов и картин, выбор инструментов для аккомпанемента, сочинение мелодии, свободная импровизация и т.п. (музыкально-исполнительская интерпретация).
В теории и практике существует общепринятая позиция о позитивности творческой деятельности учащихся в условиях обучения. Имеется много различных по содержанию и характеру творческих заданий, однако, данные задания не систематизированы, не упорядочены и потому учитель испытывает затруднения в их использовании.
В существующих учебниках по музыке имеются творческие задания, однако реальная их направленность исключает личностно-творческое освоение самой музыки и не приближает к ней, а лишь способствует формальному усвоению ряда ее аналитических параметров.
Решению проблемы в выборе наиболее эффективных творческих заданий и их системности отвечает предлагаемый нами комплекс творческих заданий «Калейдоскоп».
Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предлагаемого комплекса в процессе постижения одного художественного произведения. Дети показали более высокие результаты развития творческих способностей, их ответы были более содержательны и глубоки, восприятие школьниками содержания музыкальных произведений характеризуется взаимосвязью изобразительного и эмоционально-выразительного начал. Дети отличаются более свободным выражением своих мыслей, нестандартностью и оригинальностью мышления.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.