Уровень музыкально-творческого развития проверяется, прежде всего, путем наблюдения за детьми в процессе их общения с музыкой. Наиболее благоприятными для этого представляются в условиях свободного выбора деятельности. Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты:
какую роль выбрал ребенок в конкретной ситуации;
как он действует сообразно выбранной роли: сам придумывает содержание и развитие образа, старательно ищет его характерные особенности, тщательно отбирает формы воплощения, экспериментирует с музыкальным материалом и пр.;
насколько он оригинален и выразителен в своем замысле и формах его воплощения;
насколько у него выражена потребность проявить свое понимание музыкально-художественной задачи в различных видах деятельности;
самостоятелен ли его творческий поиск.
Для диагностики музыкально-творческого развития детей мы использовали методику «Сочиняю музыку», которая помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач.
Процедура проведения методики напоминает творческий процесс. Дается исходная творческая задача, служащая первым толчком для организации ребенком самостоятельной художественной деятельности. Детям предлагалась следующая ситуация «Летний день». После выбора ситуации школьники вместе с педагогом (участие максимально ограничено) размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Как услышать и выразить все это, и свое отношение к этому? .
Предлагалось воплощать свой замысел на фортепиано, на других инструментах (детских), голосом, пластикой. Первая пейзажная зарисовка становится «фоном», на котором постепенно появляющиеся персонажи разыгрывают последующие придуманные действия. Следует следить за тем, какой характер у персонажей, каковы их взаимоотношения, как они появляются, какие у них повадки и т.д. Организуя творческую деятельность как максимально самостоятельную, учитель наблюдает за процессом воплощения художественного замысла: как дети ищут средства выразительности, подбирают инструменты, используют голос, пластику. За всеми этими действиями легко «расшифровывается» мышление ребенка при создании художественных образов, о содержании которых он рассказывает сам (или с помощью осторожных наводящих вопросов).
Творчество детей анализировать непросто, поскольку, как правило, «техническое мастерство» воплощения бывает низкого уровня. Да и само творчество часто остается лишь на уровне замысла и эскизов к нему. Мы выделили в качестве параметров оценки следующие критерии:
степень осознанности замысла. Здесь выявляется самостоятельность замысла, его логичность, ощущение в нем времени и пространства (о чем судим по содержательной стороне творчества);
изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения. Здесь важную роль играет нестандартность, нетрадиционность, но желательно, чтобы она была аргументирована;
художественное воплощения замысла, прежде всего, с точки зрения концентрированности выражения основной мысли (символика, гиперболизация, метафоричность и пр.);
то, насколько ребенок привлекает уже имеющийся у него музыкальный опыт: поручает ли персонажам исполнять известные ему песни, опирается ли на занятия и представления о музыкальных явлениях и фактах.
Для проведения диагностического исследования мы выбрали два класса. В первом (экспериментальная группа) на протяжении третьей и четвертой четверти обучение проводилось с использованием «Калейдоскопа творческих заданий» в работе над произведениями, во втором классе (контрольная группа) обучение велось в обычном режиме. В результате были получены следующие результаты.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.