При проведении методики «Сочиняем музыку» дети из экспериментальной группы по степени осознанности замысла показали высокий уровень самостоятельности и логичности. Фантазии детей были оригинальные и отличались новизной и нестандартностью. Герои были наделены конкретными характеристиками и описанием внешнего вида, наблюдались приемы аллегории. В своих фантазиях дети привлекали имеющийся музыкальный опыт В контрольной группе наблюдалось некоторая растеренность и хаотичность высказываний, скудность художественного замысла, основная мысль была несконцентрирована.
Таблица № 7. Уровень развития творческих способностей.
Где от 0 до1 – низкий уровень, 1-2 – средний, 2-3 – высокий уровень развития.
На следующем этапе диагностике творческих заданий мы использовали компьютерную программу «Музыкальный класс». Мультимедийная обучающая программа. Программный продукт работает под управлением операционной системы Windows'95. Компьютер не ниже Pentium-100, 16Mb RAM, графическая плата high color и выше, 4-х скоростной CD-привод, звуковая карта (обязательно!).
Программа содержит интересную информацию, которая дается в занимательном игровом варианте. Включает в себя следующие разделы: теория музыки, компьютерное фортепиано, киберсинтезатор, «крестики-нолики», музыкальный диктант, музыкальные кубики, караоке, игра 8.
Мы использовали в работе раздел киберсинтезатор в этом экране можно из готовых музыкальных фрагментов составить свое произведение, включая или выключая разные фрагменты на ходу. Панель управления состоит из 4-х рядов: первый ряд - партия соло, второй - басовая партия, третий - ритмическая партия, и, наконец, четвертый - это специальные эффекты. Одновременно из каждой партии может исполняться только один фрагмент. Эти партии синхронизированы между собой, причем фрагменты "бас" и "ритм" повторяются постоянно, а фрагменты "соло" и "эффекты" после проигрывания останавливаются. Изменяя на ходу текущий фрагмент (он подсвечивается цветом), можно добиться интересных звуковых сочетаний.
Можно выбрать музыкальный стиль, в котором будет исполняться произведение (стили перечислены справа). После некоторой паузы (загрузка фрагментов в память компьютера) синтезатор включается автоматически. Видеофрагмент, соответствующий выбранному стилю, можно остановить или запустить щелчком мыши по окну видео.
Детям особенно нравиться выполнять это задание, во- первых, сама работа на компьютере вызывает у них интерес, а если еще сразу ты видишь результаты своей работы, то это особенно приятно и любопытно. Мы оценивали эту работу по следующим критериям:
оригинальность замысла
логичное построение композиции.
Результаты работы в обеих группах не наблюдалось широких расхождений, но у детей экспериментальной группы сочиненные композиции отличались более четкой формой.
Таблица №8
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что при использовании систематизированного комплекса творческих заданий «Калейдоскоп» дети показывают более высокие результаты развития творческих способностей, их ответы более содержательны и глубоки, восприятие школьниками содержания музыкальных произведений характеризует взаимосвязь изобразительного и эмоционально-выразительного начал. Дети отличаются более свободным выражением своих мыслей, нестандартностью и оригинальностью мышления.
На основании проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.