Где? Когда? Два самых главных слова для установки. Моделирование образа сразу, с отрывом от среды, тормозит фантазию, воображение и может привести к извращению сущности. В одном случае учитель может сориентировать учащихся сам, демонстрируя ход своих мыслей, в другом - дети могут сориентироваться сами.
показать портрет композитора, что вы можете о нем сказать?
современный или прошлых лет? Как догадались? Какую музыку может написать? Тяжелая или беззаботная у него была жизнь?
рассказать о эпохе по национальным костюмам, архитектурным постройкам.
показать художественную картину, какие приемы использовал художник для ее написания, а что потребуется композитору.
ритмомелодикламация в соответствующем образе и настроении.
перенесемся в другую страну, представьте, что у нас есть машина времени и мы перенеслись на 200 лет назад…
речевое упражнение-игра (для распевки при исполнении вокального произведения).
Второй тип: постижение общего характера произведения.
При постижении общего характера произведения мысленное представление художественных образов иногда выливается в целый сюжет. Заготовками для него могут послужить сказки, легенды, рассказы, кинофильмы, события реальной жизни. Создание сюжета подтолкнет учащихся к прослеживанию развития всего музыкального произведения. Очень важно не потерять в сюжете ощущения настроения, чувства, выражаемого музыкой. Музыкальное произведение можно использовать в ситуации «Послание на Луну», «Письмо нашему поколению», «О чем рассказала находка» и др. Ребята слушают произведение без предварительного объяснения и рассказа учителя, анализируют рассуждают, строят самостоятельные догадки исходя из музыки. Придуманные версии – результат фантазии, воображения, свободного полета мысли – ценны как образцы детского творчества.
Послушайте и придумайте название.
составить сюжет
как выглядит композитор, написавший эту музыку.
Третий тип: сравнение, сопоставление образов, идей, тем, средств выразительности
Сложить форму графическими фигурами. Для моделирования формы произведения используются как общепринятые буквенные обозначения (А, В, С, Д и др.), так и геометрические фигуры
показать динамику пластическим движением
показать рукой движение мелодии
записать ритмический рисунок
сравнить с образом аналогичным, но другого композитора или в другом исполнении.
выделить используемые тембры.
Четвертый тип: подбор информации.
Подобрать подходящее литературное произведение, отражающее характер музыкального образа.
из биографии композитора выбрать факты, которые отразились в данном произведении.
Пятый тип: интерпретация в различных видах музыкальной деятельности.
Одно из самых простых открытий – это догадка, что можно делать под эту музыку. Музыкальное искусство настолько выразительно, что еще без специальных знаний о средствах выразительности ребенок, сопоставляя звучание с жизнью, понимает, что под одну музыку можно шагать (изображать, как идет кошечка, медведь, слон, бежит заяц), под другую – танцевать, под третью – прыгать или кружиться и т.д. У Д.Б.Кабалевского используется данный методический ход для изучения жанров с определенной сферой бытования – песни, танца, марша. Детям предлагается определить, что будем делать, а потом изображать это в действии. Движения, мимика, пластика – все участвует в моделировании.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.