Современный урок музыки строится не путем сопоставления самостоятельных видов деятельности, а по принципу эмоциональной драматургии художественных образов, контраста и сходства художественно-педагогических ситуаций. Поэтому работа над каждым произведением должна осуществляется во взаимосвязи различных видов музыкальной деятельности и деятельность эта должна быть творческой.
Таким образом, мы предлагаем использовать комплекс творческих заданий к одному художественному произведению. Эту проблему разрабатывала Л.В.Горюнова. В своей работе она выделяет «метод создания композиций», который направлен на сочетание разных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, хоровое и сольное пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, игра в четыре руки с учителем, движение под музыку и др.) при исполнении одного и того же музыкального произведения. Данный метод позволяет включить всех детей класса в активную музыкальную деятельность и в то же время способствует наиболее полному изучению музыкального произведения. Также она выделяет «метод создания художественного контекста», который направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), то есть на организацию художественно-педагогической среды. Тем самым обеспечивается целостность восприятия музыки, поскольку целостность любого процесса или объекта предполагает активное взаимодействие его со средой, вне связи с которой не может быть понята его сущность. Данный метод обусловлен общностью разных видов искусства (один источник – жизнь, один «предмет исследования» - человек) и целостностью психики ребенка, для которой характерен широкий синкретизм, соединение различных видов искусств в едином целом художественном действии.
Мы опирались в своей работе на находки Л.В.Горюновой, объединив эти два метода, традиционные методы музыкальной педагогики (метод эмоциональной драматургии на уроке музыки (Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин), метод размышления о музыке (Д,Б.Кабалевский), метод развития умений и способностей слушать музыку в течение длительного времени (Н.Л.Гродзенская), метод сочинение уже сочиненного (В.О.Усачева)) и метод творческих заданий мы представили комплекс творческих заданий направленных на:
создание художественно-образной среды (воссоздание эпохи, среды, состояния…);
постижение общего характера произведения
сравнение, сопоставление образов, идей, тем, средств выразительности;
подбор информации;
интерпретацию в различных видах музыкальной деятельности;
интерпретацию в других видах искусства;
импровизацию и сочинение музыки.
Выполняя эти задания, ученик выполняет функции и как слушатель, и как исполнитель, и как композитор.
Мы назвали этот систематизированный комплекс «Калейдоскоп», так как есть возможность вариативного использования предложенных заданий, в каком бы сочитании и в какой бы последовательности они не использовались, результат будет «красочным», т.е. процесс развития творческих способностей будет более эффективным.
Можно предложить следующий калейдоскоп творческих заданий к каждому типу.
Первый тип заданий: создание художественно-образной среды.
Каждое новое произведение несет в себе новый круг идей, интонаций, образов, в котором даже уже немало знающим ученикам нелегко сориентироваться. Алгоритму вхождения в поиск, опираясь на жизненный и музыкальный опыт (сообразно возрасту, этапу обучения) нужно учить. Это может быть моделирование ситуации, сориентированной в пространстве, пусть даже очень условно или субъективно, и мысленное перенесение в нее.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.