Сравнительный анализ опыта использования творческих заданий в начальной школе на уроках музыки

Новое об образовании » Систематизированный комплекс творческих заданий на уроках музыки в начальной школе » Сравнительный анализ опыта использования творческих заданий в начальной школе на уроках музыки

Страница 5

Важнейшее средство развития творческих способностей Орф усматривал в разносторонней активной деятельности детей, существенную роль в которой играла бы их собственная импровизация и сочинение музыки. В соответствии с этим Орф создал специальный инструментарий из простейших инструментов, к игре на которых можно приобщить любого ребенка, и для этого инструментария написал свои пьесы («Шульверк»). Но система К.Орфа не сводится только к игре и импровизации на этих инструментах. Большое место отводится всякого рода ритмическим движениям детей: хлопкам, щелканью пальцами, притопам и т.д.

Первые мелодии, которые дети играют и поют, построены на «терции кукушки». Чтобы деятельность ребят была действительно творческой и не ограничивалась лишь исполнением мелодий, им предлагается самим спеть и сыграть на штабшпилях «как поет кукушка». Можно предложить детям сыграть и спеть вопросы-обращения. После того как будет сочинена первая мелодия (на текст детских стихов, считалок, поговорок), можно приступить к поискам ритмического сопровождения. Сначала это могут быть хлопки, щелканье пальцами и притопы. Музыкально-ритмические движения также придумывались самими детьми: пружинистые движения на месте, легкие покачивания корпуса, движения рук, тактирование мелодии.

Основная цель концепции Орфа – помочь всем детям овладеть основами музыки. Овладение предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но главное – умение ими активно и творчески оперировать.

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. предлагают ряд творческих заданий направленных на развитие чувства лада, музыкальной формы, ритмического чувства. В их методике музыкального воспитания представлен также ряд двигательных упражнений, направленных на развитие музыкальных способностей учащихся, которые также носят творческий характер (формирование звуковысотного слуха, представлений о темпе, агогике, динамике, о способах звуковедения, активизации ритмического чувства).

На современном этапе очень важны методические разработки Т.А.Боровик. Ее пособие «Звуки, ритмы и слова», «Осенняя гамма» включают творческие задания, которые предполагают живое, веселое и увлекательное моделирование и фантазирование, давая детям возможность проявить свое творчество, смекалку и уже полученные знания. В своих работах Т.А.Боровик ссылается на современные концепции и теоретические труды – Б.Асафьева, Б.Яворского, Е.Назайкинского, В.Медушевского, Л.Выготского, Б.Теплова, К.Орфа.

В качестве одной из главных методических идей берется ритмизованная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над музыкальным слухом осуществляется не только певчески, но и через приучение детей с первых шагов к осмысленному отношению к любым проявлениям интонации. Творческие задания Т.Боровик, так же как и Орфа направляют детей от слова (речи) к музыке.

В пособиях представлены различные группы заданий: это и «интонационно-речевая живопись» - своеобразный способ рисования голосом; свободная импровизация на основе звукоподражания; ритмическая импровизация (озвучивание стихотворений); различные игры-разминки: речевые, пальчиковые игры-песни; импровизационно-творческие задания на создание коллективного звукового аккомпанемента к тексту; свободная двигательная импровизация.

Представляют интерес творческие задания в методике творческого самовыражения Н.Ф.Вишняковой. Она основана на игровом моделировании, т.к. игра отражает своеобразное отношение ребенка к действительности, ощущение воображаемой ситуации, близкой к реальной, и перенос свойств одних предметов на другие с ролевым перевоплощением. В методике развития личности музыкальным творчеством важно выражение музыкального образа не только в музыкальной интерпретации, но и в стихотворении, цвете, рисунке при моделировании основного музыкального образа и средств музыкальной выразительности. Методика содержит ряд игр, творческих заданий, направленных на метроритмическое, интонационно-ладовое, тембровое, жанрово-стилевое чувство, чувство формы, инструментального музыцирования. Задания ориентированы на создание детьми наглядных моделей, отражающих музыкальные понятия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru