В танцевальном творчестве особенно продуктивным явлением то, что дети сами придумывают движения для игры, хоровода, пляски и передают характерные повадки персонажа, инсценировки в соответствии с музыкой комбинируют знакомые элементы танца, создают собственные движения, придумывают простой танец.
« Все формы музыкальных занятий в школе» - подчеркивает Д.Б. Кабалевский, должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее».
По мнению Кабалевского, занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую – выработку интонационного и ладового слуха, вторую – развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим широко используется и другой – импрвизирование мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершиться на тонике, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершенные» интонации. Мелодическая импровизация в форме музыкального диалога может предполагать завершение несложного мотива, пропеваемого детям учителем. Такие задания могут быть с текстом.
В песенном творчестве Кабалевский предлагает использовать импровизацию простейших мотивов: придумать свою мелодию на заданный текст, воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер (марш, вальс), передать грустное или веселое настроение. Используется также серия творческих заданий: импровизация имен (спеть свое имя), мелодий без слов, музыкальных вопросов и ответов, сочинение попевок контрастного характера на предложенный текст в определенном жанре. Для развития музыкального слуха младших школьников используются задания типа: самостоятельное нахождение тоники, подстраивание к звукам.
На первом этапе творчества используются попытки подражать звукам, которые дети не раз слышали.
На втором – предлагаются музыкальные вопросы и ответы – диалог в игровой форме. На третьем этапе дети подводятся учителем к импровизации на заданный текст. На четвертом можно предложить спеть свои сочинения в определенном жанре: марш, песенка или колыбельная песня.
Развитие творческих способностей – сложный, многосоставный акт, многих линий развития.
Н.А.Ветлугина гипотетически наметила три этапа и соответствующие задачи развития творческих способностей.
На первом этапе выдвигается задача, при решении которой, дети активно подражают способам действий, применяемым в музыкальном образце, хотя и не воспроизводят его в точности. Примерный характер творческих заданий, которые предлагает Н.А.Ветлугина на этом этапе: закончить, сочинить конец мелодии, исполненной взрослым, инсценировать движениями данный текст и мелодию песни; уметь выбрать из заданных элементов танца, художественной гимнастики те, которые подходят к характеру данной пьесы и т.д.
Задача второго этапа – сформировать у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образцом, программностью музыки, схожестью сказки, песней определенного жанра и которые направлены на создание простейших примеров творчества, на влияние изменений, вариаций в знакомый материал. Примерный характер творческих заданий этого этапа: сочинить песню на заданный текст, пользуясь косвенным образцом; придумать действия, движения определенных персонажей на основе рассказанной сказки, придумать песенку, передавая характерные движения сказочных персонажей.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.