парафраз - повторение ведущим высказываний выступающих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что .», «Правильно ли я понял(а), что .»);
демонстрация непонимания - побуждение участников повторить, уточнить свое суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);
выражение сомнения, которое позволяет убрать слабо аргументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что утверждаете?»);
приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на другом подходе;
«доведение до абсурда» - ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
«задевающее утверждение» - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное мнение и изложить другую точку зрения.
Оценочно-рефлексивный этап состоит в подведении итогов дискуссии. Он включает анализ выводов дискуссии, оценку правильности употребления присутствовавших в дискуссии понятий, глубины аргументов, умения использовать доказательства, опровержения, выдвигать гипотезы, учитывается культурный уровень дискуссии, умение делать выбор.
На заключительном этапе можно не только указать путь решения обсуждаемой проблемы, но и поставить новые вопросы, требующие решения. Дать пищу для раздумий - это значит увидеть перспективу развития участников дискуссионного общения. Как оценить эффективность проведения дискуссии? Выделим необходимые критерии:
удовлетворение, получаемое учащимися после дискуссии;
умение правильно, логично изложить свое и чужое мнение;
культура дискуссии, соблюдаемая учащимися;
умение учащихся пользоваться приемами доказательства, опровержения, делать выбор;
получение в ходе дискуссии новых знаний и нового социального опыта;
умение пользоваться имеющимися знаниями;
умение встать на точку зрения другого;
живой обмен мнениями в ходе дискуссии».
Как мы видим, дискуссия – технология, принципиально отличающаяся от традиционных методов преподавания литературы. Основные отличия проявляются на уровне педагогического контроля. В данном случае оценивается не столько степень подготовленности студента к конкретной теме занятия (чтение научной литературы по теме и т.д.), сколько его способность самостоятельно, применяя необходимые навыки, анализировать проблему, находить пути решения и прогнозировать результаты этого решения. Очень важно, что в результате дискуссии мы получаем не решенную проблему (и не ставим целью решить проблему), а различные рожденные во взаимодействии стратегии, каждая из которых имеет право на существование. Цель данной технологии – развитие у обучающихся аналитического мышления, творческого потенциала, умения видеть возможность применения приобретаемых профессиональных знаний в жизни. В контексте нашей темы крайне важным оказывается то, что в дискуссии студенты реализуют потребность в коммуникации, во взаимодействии, что способствует повышению личной заинтересованности в процессе поиска решения. Познавательный интерес оказывает влияние на повышение внутренней мотивации учения.
Рассмотрим еще одну интерактивную технологию, которая может применяться в работе со студентами-филологами. Это так называемый метод кейс-стади. С.Б.Ступина определяет данный метод следующим образом: «Одной из форм интерактивного обучения является метод коллективного анализ ситуаций (кейс-метод). Он завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение.
Кейс-метод (Case study) - это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case -«случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации. Обучающихся просят проанализировать эту ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.
Кейс-метод: сложная многоаспектная технология обучения, которая представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т. е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры, выступает как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией».
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.