В настоящее время заметным явлением в образовании становится отсутствие мотивации учения. Очень часто обучающимися движет лишь внешняя мотивация: престижность факультета, желание получить одобрение родителей, друзей, преподавателей, нацеленность на получение диплома, а не знаний. Без сомнения, внешняя мотивация – положительное явление, способствующее процессу получения знания, но она гораздо слабее, чем мотивация внутренняя. Желание не просто приобрести знания, а применять их в профессиональной деятельности, стремление к самообразованию в своей сфере, интерес к личностному развитию невозможны без внутренней мотивации учения. В основе развития мотивации учения лежит деятельность. Применение знаний в деятельности, возможность проявить активность дают толчок для личностного развития, для раскрытия творческого потенциала личности. Таким образом, появляется возможность для развития не внешней, а внутренней мотивации учения. Большой потенциал для этого дают технологии активного обучения. Именно возможность проявления инициативы, выявление собственного творческого потенциала, которые позволяют воплотить в жизнь данные технологии, помогают студенту осознать ценность получаемого образования и, соответственно, повышают внутреннюю мотивацию учения.
Учитывая актуальность развития мотивации учения и роли технологий активного обучения в этом, мы выбрали темой данного научного исследования «Развитие мотивации учения у студентов с помощью технологий активного обучения (направление: «Филология»)» Объектной областью исследования является дидактика. Объект исследования – процесс развития мотивации. Предмет исследования – технологии активного обучения как способ развития мотивации учения студентов.
Целью работы является обоснование потенциала технологий активного обучения для развития мотивации учения.
Задачи работы:
1) Выявить методологические и теоретические аспекты развития мотивации учения студентов университета.
2) Выявить психолого-педагогические аспекты применения технологий активного обучения в высшем профессиональном образовании.
3) Обосновать потенциал технологий активного обучения для развития мотивации учения.
4) Разработать методические рекомендации по применению технологий активного обучения при преподавании литературы с целью развития мотивации.
Основными методами исследования являются теоретические: работа с литературой, изучение передового опыта, моделирование, анализ; эмпирические: наблюдение.
Гипотеза работы: применение технологий активного обучения повышает мотивацию учения.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.