В настоящее время в сфере высшего профессионального гуманитарного образования, в частности, в филологии, наблюдается некий кризис, связанный с отсутствием у студентов интереса к получаемому знанию, с неуверенностью в возможности применения этих знаний в жизни. Особенно это актуально для изучения литературы, перспективность которой крайне часто ставится студентами под сомнение. При освоении литературоведческих курсов обучающимися движет по большей части внешняя мотивация (желание получить диплом, избежать наказания, добиться уважения друзей или родителей). На наш взгляд, развитие внутренней мотивация учения при изучении литературы невозможно без включения в образовательный процесс технологий активного обучения. Данные технологии способны раскрыть потенциал участников учебного процесса, изменить взгляд обучающихся на литературоведческие знания и продемонстрировать возможности применения знаний из данной сферы на практике.
Остановимся подробнее на некоторых интерактивных технологиях, которые, на наш взгляд, наиболее актуальны для изучения литературы в процессе получения высшего профессионального образования.
В настоящее время основными формами работы, используемыми педагогами при изучении данного предмета, остаются лекция, семинар и коллоквиум. Традиционно считается, что лекция не является формой обучения, при которой возможно применение ТАО. Но в настоящее время работа с лекционным материалом может быть самой разнообразной. В частности, Ю.В.Гущин в работе «Интерактивные методы обучения в высшей школе» выделяет следующие типы лекций:
«1) Проблемная лекция. Преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний.
2) Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация). После объявления темы лекции преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т. д. Студенты в конце лекции должны назвать ошибки.
3) Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений.
4) Лекция-визуализация. В данном типе лекции передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п. с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, видеозапись, дисплеи, интерактивная доска и т. д.).
5) Лекция «пресс-конференция». Преподаватель просит студентов письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание.
6) Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции».
Литература как дисциплина, оперирующая не столько точными фактами, сколько субъективными предположениями и интерпретациями, может быть прочитана в форме проблемной лекции. Особенно это касается того материала, в котором присутствуют нерешенные вопросы, например, неустановленное авторство или принадлежность писателя к тому или иному литературному направлению. Без сомнения, лекция-диалог и лекция-пресс-конференция также являются теми формами обучения, которые могут быть широко использованы при работе со студентами-филологами. Данные виды лекций позволят студентам проявить инициативу, продемонстрировать личную точку зрения на предмет, ощутить себя участником поиска истины. Это весьма значимо, если учесть тот факт, что по причине уже упомянутой принципиальной субъективности литературы как предмета студенты зачастую не разделяют точку зрения лектора.
Далее остановимся на возможностях применения интерактивных методов при проведении практических занятий. На практических занятиях преподаватели чаще всего используют такую форму, как семинар. Практические занятия реализуют целый комплекс педагогических функций. Разумеется, часть этих функций может влиять на мотивацию учения. Так, например, педагогический контроль влияет на внешнюю мотивацию (прежде всего, здесь играет роль мотив избегания наказания за неподготовку). Однако современный семинар может проводиться с использованием ТАО, в таком случае его потенциал значительно повышается.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.