· Из бумажных фигурок или игрушек смоделировать семью.
· дидактические игры на моделирование семьи, комнаты.
Раздел «Я и сверстники»
· Набор картинок с изображением детей. Дидактические игры «Придумай имя» (на различение по полу и т.д.).
· картинки с изображением эмоциональных состояний (радость, смех, испуг, слезы). Дидактические игры на группировку «Найди всех, кто смеется». Дидактические игры или картинки, на основе которых можно понять связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей.
· моделирование правил поведения;
· набор картинок изображающий взаимодействие детей друг с другом.
Раздел «Я – социальное»
:
· Фотоальбом у каждого ребенка с изображениями себя и членов семьи.
· Уголок уединения с телефоном.
· В раздевалке, на шкафчиках, имена детей и родителей.
· Моделирование «Мое настроение».
Схемы-действия,
отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения, наиболее интенсивно группируется в местах встречи мальчиков и девочек, уже заданных пространством учреждения, где они проявляют самостоятельность, свободу.
«Работа с детьми»
Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре происходит:
· развитие ребенка;
· развиваются его действия в представлении;
· происходит ориентация в отношениях между людьми;
· ребенок приобретает навыки кооперации. (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).
Установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, потом с заменителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия (как будто, понарошку).
В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
Игра начинает входить в жизнь ребенка в младенческом возрасте. Мама говорит малышу, который еще не разговаривает: «Сладенький ты мой, сейчас я тебя съем» и начинает слегка покусывать ребенка за ножки или ручки. Ребенок смеется, хватает ручонками маму за лицо. Это идет игра.
В год у ребенка подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.
По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».
В работе с детьми были запланированы и проведены различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей 3-4 лет.
Таблица 3. Перспективный план по игре.
Месяц |
Название игры |
Цель |
Дидактический материал |
Октябрь |
«Кто что носит». |
учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. |
фланелеграф, фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона. |
«Наши прически» |
формировать у детей представления о прическах; развивать фантазию и воображение. |
сюжетные и предметные картинки, принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резиночки, бантики, зеркало. |
Ноябрь |
«Кто что делает?» |
закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда. |
мяч |
«Чем похожи наши мамы и папы? |
Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям. |
семейные альбомные фотографии каждого ребенка | |
Декабрь |
«Волшебный цветок» 1 вариант «За что нам нравятся мальчики, девочки?» |
Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек |
цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку. |
«Волшебный цветок» 2 вариант «Как я дома помогаю?» |
Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. |
цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку | |
«Волшебный цветок» 3 вариант «Кто я в семье?» |
Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра |
цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку | |
Январь |
«Давайте говорить друг другу комплименты» |
Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. |
два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка. Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой). |
«Дом добрых дел» |
Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. |
конструктор | |
Февраль |
«Пожелания» |
Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. |
мягкая игрушка |
«Вежливые слова» |
Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. |
сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д. | |
Март |
«Благородные поступки» |
Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. |
мячик |
«Ушки на макушке». |
Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку. | ||
Апрель |
«Смайлик» |
развитие смекалки, положительных эмоций. Учим называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.). |
Большой круг из картона- Смайлик, вырезанные из разноцветной бумаги формы глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний. |
«Собираемся в гости». |
Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными. |
на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т.д.), сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т.д. | |
«Друг» |
Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь. |
резиновый мячик, мягкие игрушки. | |
Октябрь-апрель |
«Надень и попляши». |
воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола. | |
Октябрь-апрель |
«Утка и утята» |
создание у детей общности переживания, воспитание ответственности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах |
покрывало |
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.