О проведенных исследованиях важных психических процессов в двух экспериментальных группах следует отметить, что вторая группа делает меньше ошибок в заданиях. Анализ ответов, беседы с воспитателем и логопедом позволил сделать вывод о том, что у большинства исследуемых детей качество выполненных заданий имеет непостоянный характер.
При исследовании пространственного праксиса и выполнении заданий пробы Хэда большая часть детей первой экспериментальной группы выполняла пространственно ориентированные пробы зеркально. Восприятие вербальной лексики доступно практически всем детям, вместе с тем значительное число детей неверно ориентируются в направлении "право-лево". У детей первой группы ошибки наблюдаются еще в самом начале выполнения проб. Им характерен медленный темп и, собственно, ошибки в решении заданий. Такие трудности этих детей можно связать с неточным восприятием инструкции экспериментатора. Для таких детей характерно снижение устойчивости и переключения внимания, а также более узкий объем внимания.
Сравнение зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием показало, что между ними выявляются существенные различия. Восприятие изображений предметов доступно детям, большая часть детей узнает предмет по части изображения с помощью наводящих вопросов. Наибольшие затруднения в первой группе вызвало задание с изображением предмета в наложенных и зашумленных изображениях. Одновременно дети могли хорошо справиться с выполнением даже сложного задания, и допустить ошибки в более простом. Можно предположить, что причиной таких противоречивых результатов является состояние работоспособности ребенка в данный момент. Такое непостоянство проявлений работоспособности детей с ОНР можно объяснить воздействием натальных патогенных факторов, влияющих на нервно-психическое состояние ребенка.
Следствием наличия этих факторов являются выраженные эмоциональные нарушения (повышенная возбудимость типа "короткого замыкания", импульсивность, неуправляемость аффекта, с недостаточной критикой и памятью на происшедшее; выраженная утомляемость, отвлекаемость, истощаемость, недостаточность доступного сосредоточения); психомоторные нарушения; соматические расстройства; нарушения поведения, изменения характера.
Результаты исследования восприятия пространства детей с ОНРсильно отличаются от результатов, полученных детьми с нормальной речью. Дети с ОНР, как правило, верно, устанавливают пространственные отношения в практической деятельности и понимают их в экспрессивной речи. Правда, большему количеству детей этой группы по сравнению с нормально говорящими детьми был характерен медленный темп выполнения заданий. При этом у дошкольников с ОНР отмечались стойкие эхопраксии, хотя ошибки ими были замечены. Во время исследования, у детей с ОНР отмечалась недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживалась замедленность, застревание на одной позе. Дети с ОНР отставали от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушали последовательность элементов действий, опускали его составные части. При исследовании динамического праксиса детей с ОНР также сильно отличаются от результатов, полученных детьми с нормальной речью. Значительное число детей первой группы не могут сразу запомнить последовательность движений, при воспроизведении путают последовательность движений, пропускают одно движение. Некоторые дети при выполнении задания путают пальцы, испытывают затруднения при переходе с одного ряда движений на другой. У части детей при выполнении движений отмечается повышение тонуса мышц руки, что еще больше затрудняет переключение с одного движения на другое. Результаты психолого-педагогического изучения дошкольников с общим недоразвитием речи показали, что данная категория детей представляет собой неоднородную группу.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.