– Теперь прочитайте задание (б).
– Попробуем выполнить задание самостоятельно. Это поможет вам сделать вывод о том, поняли ли вы текст условия задачи или нет.
Дети работают самостоятельно (пользуются простым карандашом). Все справляются с заданием, выбирая схему 4 и обозначая на ней известные в условии задачи величины. Учитель открывает на доске заранее нарисованные такие же, как в тетради с печатной основой, схемы.
Учитель. Кто хочет нарисовать схему на доске?
Желающих много. К доске выходят два ученика и быстро «оживляют» схему 4:
Учитель. Читаем задание в). Прежде чем отвечать на вопросы, давайте их обозначим на выбранной схеме.
Дети выполняют задание самостоятельно в тетради, учитель наблюдает за их работой и вызывает к доске тех, кто испытывает затруднения. К доске выходят по очереди трое детей. Каждый обозначает на схеме один вопрос.
Схема на доске принимает следующий вид:
У. Теперь вы можете самостоятельно ответить на каждый вопрос, записав арифметические действия.
С первым вопросом быстро справляются все дети: 7 + 2 = 9 (л.). Второй вопрос также не вызывает затруднений. У всех в тетрадях запись: 9 + 3 = 12 (л.). Дети внимательно изучают схему, сверяя ее с уже выполненными действиями. Учитель фиксирует варианты ответов детей на доске и предлагает обсудить их:
12 – 9 = 3 (г.) |
12 – 7 = 5 (л.) |
3 + 2 = 5 (л.) |
Дети. 12 – 9 = 3 – это неверно. Было уже известно, что Лена на 3 года старше Веры.
– В вопросе спрашивается, на сколько лет Лена старше Маши; Лене 12 лет, а Маше 7. Значит, надо из 12 вычесть 7.
У. А кто мне скажет, на сколько Маша младше Лены?
Д. Здесь действия выполнять не нужно; на сколько Лена старше Маши, на столько Маша младше Лены.
У. А кто ответил на третий вопрос так: 3 + 2 = 5? (Поднимается пять рук.) Я что-то не понимаю, как вы рассуждали?
Д. А это видно на схеме. (Выходит к доске и показывает отрезок, равный сумме двух отрезков: один обозначает число 2, а другой – число 3.)
У. Я думаю, что без схемы было бы трудно предложить такой способ ответа на вопрос.
Дети соглашаются с учителем.
У. Ну а теперь давайте попробуем изменить условие задачи, чтобы оно соответствовало схеме 1.
Д. Маше 7 лет, Вере столько же, а Лена на 3 года старше Маши. (Выходит к доске и показывает условие на схеме.) – Маше и Вере по 7 лет. А Лена старше Веры на 3 года. (Выходит к доске и показывает условие на схеме.)
У. А подойдет ли такое условие? Маше столько же лет, сколько Вере. А Лена на 3 года старше Веры.
Д. В общем-то подойдет. Только ни на один вопрос не ответить.– Если поставить вопрос, то получится задача, в которой не хватает данных.
Аналогичная работа проводится со схемой 2. Дети «оживляют» схему на доске и устно отвечают на те же вопросы.
Третий вопрос изменяется: «На сколько лет Лена младше Маши?»
У. Я вижу, что вы умеете работать со схемой, поэтому давайте попробуем начертить схему к другой задаче самостоятельно. Но прежде чем читать задачу, откройте тетради и начертите произвольный отрезок.
Дети чертят отрезок, после этого открывают задание № 159 из учебника
Читают задание.
– Ответим сначала на вопрос задания.
Д. Здесь начало совсем одинаковое.
У. Я что-то не пойму, что значит начало?
Д. Ну, условия одинаковые…
– Я не согласен. Условия разные. В левой задаче не сказано, сколько стульев было в зале, а во второй сказано: в зале было 84 стула.
Д. В левой задаче не хватает данных.
У. Для чего не хватает? Для ответа на первый вопрос?
Д. Нет, на первый вопрос ответить можно, а вот на второй нельзя.
У. Ну, а во второй задаче можно ответить на два вопроса?
Д. Во второй можно.
У. Давайте обозначим все стулья в зале отрезком, который вы начертили. Пользуясь этим отрезком, начертите схему, которая соответствует задаче.
Дети работают самостоятельно. Учитель рисует на доске схему:
Дети ее обсуждают.
Д. Ну, здесь все неверно. Ведь вы сказали обозначить отрезком все стулья в зале.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.