В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдения которых позволит учителю повысить качество подготовленности учащихся. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока, позволяют ему упорядочить структуру урока, повысить его эффективность.
Рождение любого урока начинается с осознания его целей. Затем учитель определяет тип урока, для достижения целей тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо.
Урок начинается с его подготовки: готовится кабинет, оборудование для опытов, отбираются необходимые дидактические материалы и т.д.
Урок - это видимая часть работы учителя. Ей предшествует большая подготовительная длительность, детермиринированная требованиями содержанию урока и техники его ведения.
На одном уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.
Существую следующие требования к структуре:
- правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение;
-организационная четкость проведения урока обеспечивается рациональным использованием каждой минуты, правильной постановкой перед учащимися темы, целей и конкретных задач урока;
- определить тип урока, продумать и обосновать его структуру;
- каждый элемент структуры урока представляет собой определенный шаг по пути к достижению общей цели урока. Со структурой должна согласовываться методика преподавания урока, которая определяется для каждого этапа.
Методика должна быть гибкой и учитывать факторы и условия, оказывающие влияние на результат урока: содержание материала, возраст и подготовку учащихся, самостоятельную работу, стиль работы самого учителя, учебно-материальную базу и т. д.;
- связать данный урок с предыдущими уроками;
- отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;
- обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
- продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
-найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.
-обеспечить на уроке охрану здоровья школьников. Соблюдение гигиенических требований залог здоровья детей.
Учитель должен постоянно следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно.
Виды занятий, требующие напряженной мыслительной деятельности, должны сменяться практическими заданиями, работой с наглядным материалом, таблицами, учебником, выполнением несложных заданий. [2]
Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включить в познавательную деятельность различные органы чувств;
- начать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме.
Необходимо заранее отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке.
-своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;
- обеспечить разнообразие типов урока;
-создать для учащихся возможность часть знании на уроке получить самостоятельно под руководством учителя, что позволит сделать обучение самоподдерживающимся процессом.
- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
- темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;
- необходимы полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт;
- создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
- менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
- управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.
Познавательный интерес можно вызвать или усилить включением учащихся в активную учебную деятельность, доступную им, приносящую радость познания, чувство удовлетворения успехом.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.