Экспериментальное исследование по выявлению уровня нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Новое об образовании » Нравственное воспитание детей с нарушениями слуха в ходе ознакомления с чувашскими народными сказками » Экспериментальное исследование по выявлению уровня нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Страница 1

В данном параграфе мы определим задачу опытно-экспериментальной работы и подробно опишем методику констатирующего, формирующего эксперимента.

В своей работе мы использовали методики, которые позволяют выявить особенности нравственных чувств детей с нарушениями слуха

Экспериментальное исследование проводилось нами в течение 2008 года в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 26» для детей с нарушениями слуха г. Чебоксары. Оно проводилось в средней группе детей с нарушениями слуха. В эксперименте участвовало 8 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Были соблюдены все необходимые условия для проведения эксперимента, а именно:

- отсутствие в помещении посторонних лиц, различных отвлекающих моментов;

- спокойная обстановка;

- хорошо подготовленный демонстративный материал.

Цель экспериментальной работы - выявить уровень воспитанности нравственных чувств у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

1. определить уровень нравственных чувств;

2. подобрать и апробировать систему методик для выявления уровня развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста;

3. выявить особенности нравственных чувств при нарушениях слуха у детей;

4. сделать обобщающие выводы об особенностях нравственных чувств у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Для проведения констатирующего эксперимента мы подобрали ряд методик, с помощью которых мы выявляем уровень развития нравственных чувств детей. Методики предъявлялись детям в первой половине дня после проведения подгрупповых занятий, индивидуально, последовательно. Обработка результатов исследования производилась путем оценки уровня развития нравственных чувств по 4-х бальной системе.

Методика № 1: Изучение навыков культуры общения

Цель: Изучить навыки общения ребёнка со взрослыми и со сверстниками.

Проведение исследования: За ребенком (2—7 лет) наблюдают в естественных условиях.

Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме:

Общение со сверстниками

Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника но имени. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

Внимателен к. сверстнику: замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в собственных интересах.

Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.

Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Методика № 2: Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах

Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы с наглядными картинками соответствующие вопросам, для лучшего понимания вопросов.

Например:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать заботливым? Почему?

Кого можно назвать отзывчивым? Почему?

Кого можно назвать дружелюбным? Почему?

Кого можно назвать благодарным? Почему?

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3—7 лет задают вопросы, например: Кого можно назвать дружелюбным? Почему ты так считаешь? Кого можно назвать заботливым? Почему? и т.д.

Методика № 3: Изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам (посредством анализа их рисунков)

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru