I этап Подготовительный. Цель: Развивать эмоционально- нравственную сферу детей. |
Игры и упражнения. «Назови себя», «Позови ласково», «Волшебный стул», «Передача чувств», «Моя любимая игрушка», «Подарок другу», «Скульптор», «Волшебный цветок», «Разноцветный букет», «Свеча». |
Цели: Учить представлять себя коллективу сверстников; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу; учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом; учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников. Задачи: закреплять умения вести себя в соответствии с правилами; повышение самооценки у детей. |
II этап Основной. Цель: Формировать у детей определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. |
Сказки. «Лиса и дятел», «Козёл и баран», «Кот и воробей», «Богач и бедняк», «Мужик и барыня», «Вот будет здорово», «Кукла», «Старик и смерть», «Барин и чёрт». |
Цель: Сформировать осознанное отношение к сверстникам и к взрослым. Задачи: формировать дружелюбное отношение к взрослым; формировать дружелюбное отношение к сверстникам; научить уважать взрослых и сверстников. |
III этап Заключительный. Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и к людям; развивать коммуникативные способности. |
Сказки, игры и упражнения. Игры и упражнения: «Солнечный зайчик», «Пирамида любви», «Волшебники», «Мы узнаем мир по именам», «Движения и жесты общения», «Слушай, как звучит слово» (тихо, громко, коротко, длинно); «Узнай предмет по описанию» Сказки: «Нужда», «Деньги», «Как ловили луну», «Пирог», «Большой заяц», «Чемень», «Как нашли огонь», «Как чёрт научил чуваша варить пиво». |
Цели: воспитывать уважение ребёнка к труду взрослых; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу; Задачи: закрепление правил поведения в группе; вежливо отвечать на просьбу воспитателя. |
Следующим этапом нашей работы будет формирующая работа по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
В результате изучения психолога - педагогической литературы мы установили, что нравственные чувства детей - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со сверстниками и взрослыми. Причём сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.
Исходя, из этих особенностей рекомендуется формировать нравственные чувства дошкольников с нарушениями слуха уже в раннем детстве.
Для проверки гипотезы нам необходимо было провести различные методики. Результаты наших методик показали, что детям с нарушениями слуха характерен очень низкий уровень развития нравственных чувств (40%). Чуть меньше составляет низкий уровень (20 %) и средний уровень развития нравственных чувств (20 %). Детей с высоким уровнем развития нравственных чувств не выявлено.
Мы выявили следующие особенности развития нравственных чувству детей с нарушениями слуха:
- не сформированность понятий нравственных чувств у детей с нарушениями слуха;
- для большинства детей с нарушениями слуха затруднены навыки культуры общения;
- детям не свойственны даже самые элементарные, нравственные чувства;
- ослабление интеллектуальных интересов и недостатки мотивации;
- не умение устанавливать нравственные связи между сверстниками.
Развитие нравственных чувств мы будем изучать подробнее на последующих курсах при формирующем эксперименте.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.