Как сложно малышу и взрослому найти общий язык! Разный взгляд на мир, разные интересы и, самое главное, - разный ритм жизни.
Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является всеобщей формой существования материи. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Понятие времени – одно из самых сложных для детей. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направление – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать". Время нельзя увидеть, потрогать, попробовать на вкус. О его существование ребенок может судить лишь по косвенным признакам.
С момента рождения ребенок ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются социальной средой.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим уметь ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, создает основу для развития таких качеств личности как: организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучение в школе и в повседневной жизни.
Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени.
"Чувство времени" может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знания эталонов времени. Младенец кричит, так как настало время кормления. У него еще нет обобщения "чувства времени", оно остается связанным только с той конкретной деятельностью, в которой оно сформировалось. Овладение же мерами времени и применение их, дает возможность пользоваться "чувством времени" более широко, в разнообразных условиях.
Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время понимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.
Восприятие времени – это, прежде всего отражение продолжительности явлений объективного бытия, их течения в пределах того или иного отрезка времени. То, что мы называем восприятием времени, есть не что иное, как отражение в сознание человека объективного времени.
В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как "сегодня", "завтра", "вчера", "сначала", "потом" и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.
Как и во всяком восприятие, основу составляет чувственное восприятие времени, но специального анализатора времени нет. И.М.Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям, считая, что "только звук и мышечные ощущения дают человеку представления о времени".
Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь.
Психологи обычно отмечают трудности в восприятие времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Знакомство с единицами времени разумнее выстроить в соответствии с принципами целесообразности, то есть в соответствии с жизненной ситуацией, с теми явлениями, с которыми ребенок сталкивается чаще всего. Это могут быть и времена года, и месяцы, и дни недели, и время суток.
Время является регулятором жизни и учебной деятельности ребенка с первого класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различия.
Ко всем требованиям, которые предъявит ребенку школа, ко всем видам деятельности, которые ожидают ребенка в школе, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.
Вышесказанное выделяет актуальность в предстоящем исследовании и необходимость его как практически значимого элемента в методиках обучения дошкольников.
Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной психологии и педагогике (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Е.А. Головаха, Т.Д. Рихтерман, Д.Б. Эльконин, Л.С. Метлина и др.). Однако их сравнительно не много, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
В связи с этим цель нашей работы: определить систему работы по формированию временных представлений у старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс математического развития в ДОУ.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о времени под влиянием обучения в ДОУ.
Гипотеза исследования: представление детей о времени в процессе обучения будут выше, если:
1. Будет разработана и использована система занятий по формированию представлений о времени.
2. Будет осуществляться принцип дифференциации и индивидуализации обучения, то есть личностно-ориентированное обучение.
3. Будет проходить закрепление полученных временных ориентировок в разных видах детской деятельности.
Гипотеза определяет задачи исследования:
1. Анализ теоретических вопросов (сущность понятий, изучение особенностей временных ориентировок, критериев).
2. Рассмотреть сущность математического развития детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему занятий по формированию временных ориентировок у старших дошкольников.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.