Завершающим этапом опытно-экспериментальной работы явилось проведение контрольного эксперимента, как в экспериментальных, так и в контрольных группах.
Главной целью данного эксперимента является выяснение эффективности и целесообразности, используемых нами развивающих занятий, игр, бесед и других видов деятельности.
После проведения контрольного эксперимента нами были получены следующие результаты (см. Приложение 3).
Экспериментальная группа: 83,3 %
Высокий уровень – 3 ребенка
Средний уровень – 3 ребенка
Контрольная группа: 77,3 %
Высокий уровень – 2 ребенка
Средний уровень – 3 ребенка
Низкий уровень – 1 ребенок
Из полученных данных следует, что подобранные нами занятия, игры, беседы и т.д. способствуют переходу от элементарных знаний к более высоким его уровням. Дети имеют конкретные представления о времени. Увеличился интерес к занятиям. На вопросы дети стали давать более четкие, полные ответы. При ответах они стремились аргументировать свои суждения.
Вывод: мы считаем, что цель нами достигнута. Занятия по формированию представлений о времени у детей нужно проводить, закрепляя их, на других занятиях, играх и в повседневной жизни.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы формирования представлений о времени всегда будут актуальными и стоять на первом месте.
Целью нашей работы было определить систему работы по формированию временных представлений у старших дошкольников в процессе обучения.
При написании нашей работы мы учитывали принцип интеграции – это взаимосвязь разных видов деятельности. Так как временные представления встречаются на протяжении всей жизни человека (например: чтобы подготовиться к занятию дети должны знать какое занятие, в какой день недели).
Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество. Мы старались вызвать интерес к окружающему миру, расширять представления и знания, формировать реальные представления о времени. Стремились активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление, обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Работа над этой проблемой позволит воспитателю так организовать различные формы работы, чтобы ребенок ощущал радость от совместной деятельности, проявлял активность, инициативу, учился объективно оценивать свою работу и работу сверстников.
Исследование показало, что создание системы работы по формированию представлений о времени будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
- включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм работы по формированию временных представлений;
- создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей;
- понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой инициативности в подборе форм, методов работы с детьми;
- педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования представлений о времени.
Исследовательская работа не претендует на окончательное решение проблемы. Наиболее перспективным, на наш взгляд, представляется подход к данной проблеме на протяжение всего дошкольного возраста.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.