Цель эксперимента: выявить уровень сформированности представлений о времени у старших дошкольников.
С целью проверки гипотезы нашего исследования мы наметили следующий план работы по формированию представлений о времени.
1. Проанализировать план воспитательно-образовательной работы по математической подготовке детей, раздел "Ориентирования детей во времени".
2. Проанализировать предметно-развивающую среду, связанную с вопросом формирования у детей представлений о времени;
3. Разработать критерии для диагностики.
4. Провести работу с детьми.
Свою исследовательскую работу мы проводили на базе МДОУ № 67 "Подснежник" в группе старшего дошкольного возраста. В исследование приняли участие 12 детей: 6 детей – экспериментальной группы и 6 детей – контрольной.
В качестве критериев исследования мы определили следующие компоненты:
1. Знание представлений детей о последовательности частей суток, дней недели, месяцев года и их последовательность;
2. Умение различать длительность временных интервалов;
3. Применение речевых умений в формирование представлений о времени;
На основе критериев нами были выделены уровни:
1. Высокий уровень – 22-27 баллов:
· Знает и называет части суток, дней недели, их последовательность;
· Определяет, какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
· Знает, из каких месяцев состоит то или иное время года;
· Умеет определять время года по цикличности природных явлений.
2. Средний уровень – 22-17 баллов:
· Затрудняется в название частей суток, дней недели их последовательности;
· Затрудняется в определение, какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
· Не точно знает название месяцев, путает, из каких месяцев состоит то или иное время года;
· Затрудняется в определение времени года по цикличности природных явлений.
3. Низкий уровень – 17 и ниже баллов:
· Не знает части суток, дни недели, их последовательность;
· Не определяет, какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
· Не ориентируется в названиях и последовательности месяцев года;
· Не умеет определять время года по цикличности природных явлений.
1.Изучить и проанализировать план воспитательно-образовательной работы по математической подготовке детей, и в частности по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени.
ДОУ №67 "Подснежник" работает по "Программе воспитания и обучения в детском саду " под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Программа предусматривает развитие математических представлений у детей. Математический блок разбит на 5 разделов. Разделу "Ориентировка во времени" уделено гораздо меньше внимания, чем остальным.
В плане воспитательно-образовательной работы воспитателя старшей группы детского сада "Подснежник" предусмотрено два занятия по математике в неделю. Занятие по теме – представление о времени записано в плане воспитателя 1 раза в месяц, что явно недостаточно для полного и осознанного формирования у детей понятий и представлений об этом явлении.
2. Проанализировать предметно-развивающую среду, связанную с вопросом формирования у детей представлений о времени.
Поскольку окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, в предметную и развивающую среду детей необходимо вносить разнообразные математические игры и материалы для использования детьми в процессе игр. Среди таких игр и материалов в уголке занимательной математики есть: маркеры, листы бумаги, разноцветные фломастеры, цветные магниты; дидактические игры с математическим содержанием типа лото, мозаика, пазлы; игры типа "Пентамино", шашки, шахматы;
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.