Нарушение речи – собирательный термин для обозначения отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, который частично или полностью препятствующих речевому общению, ограничивающих возможности познавательного развития и социокультурной адаптации человека.
Нарушения звукопроизношения – группа дефектов произношения, включающая такие нозологические формы как дислалия, ринолалия (палатолалия), дизартрия и, частично, афазия. Их следует дифференцировать с диалектным говором и неправильным произношением в результате низкой культуры речи и грамотности.
Нарушения произношения звуков проявляются у детей в дошкольном возрасте, именно тогда они и должны быть исправлены. Однако некоторые родители не придают особого значения нарушенной звукопроизносительной стороне речи своих детей: некоторым кажется неважным то, как говорят их дети; другие думают, что все дети говорят неправильно и со временем всё пройдет само; третьи имеют свой, совершенно «оригинальный» взгляд на проблему.
На самом деле, нарушения звукопроизношения потому и являются нарушениями, что не проходят сами по себе, их исправление требует специальной помощи. Если дефекты звукопроизношения не исправлять, то в начале школьного обучения они почти наверняка скажутся на чтении и письме; в подростковом возрасте могут вызвать болезненные комплексы; позже – ограничить в выборе профессии.
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие [с, с’з, з', ц], шипящие [ш, ж, ч, щ], сонорные [л, л', р, р', j], заднеязычные [к, к', г, г', х, х'], звонкие (в, з, ж, б, д, г)] мягкие [т', д’, н'].
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
– искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
– отсутствие звука в речи ребенка, т.е. неумение произносить его.
– замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка.
Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми.
Таким образом, мы можем говорить о семи видах неправильного произношения согласных звуков русского языка. Каждый вид имеет несколько разновидностей, например, сигматизмы могут быть: межзубный, боковой, носовой и др.; парасигматизмы – призубный, шипящий и др. Все разновидности нарушений имеют свои особенности исправления.
Логопед – педагог должен точно знать уровень неправильного произношения звука, так как от этого зависит характер дальнейшей работы: ставить звук (первый уровень), автоматизировать – постепенно вводить в речь (второй уровень), проводить дифференциацию с другим звуком (третий уровень).
Цель контрольной работы – рассмотреть дефект нарушения произношения звука [к].
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.