Недостатки произношения заднеязычных звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'] объединяются общим названием – каппацизмы. Иногда их подразделяют на три группы:
· каппацизмы – нарушения звуков [к], [к'],
· гаммацизмы – нарушения звуков [г], [г'],
· хитизмы – нарушения звуков [х], [х'].
К ним относятся отсутствие звуков [к], [к’], [г], [г'], [х], [х'] и их искажения (например, носовой или боковой или др.) [8; 231 С.].
Разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.
Артикуляция звука [к] состоит в следующем. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.
Звук [г] по механизму своего образования отличается от звука [к] лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.
Особенность артикуляции звука [х], отличающая его от звука [к], состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме [х].
Мягкие звуки [к]', [г'], [х'] отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.
Встречаются три основных вида каппацизма. Особенность первого вида состоит в том, что вместо звука [к] слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Он возникает в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.
Рис. 1 – Профили артикуляции при постановке звука [к]
Ко второму виду относится паракаппацизм в виде замены звука [к] на звук т («тапуста», «рета», «паут»).
В третьем случае взрывной звук [к] заменяется фрикативным [х] («хапуста», «реха», «паух»), что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.
Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смычки .
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.