Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.).
Необходимо вести просветительную работу с родителями воспитанников, поэтому рекомендации родителям могут быть такого рода:
• Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог;
• Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие;
• Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза. Правильное, добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему ещё не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.
Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.
Продолжительность занятий составляет 3–5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6–8 раз.
– «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 сек.
– «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5–10 сек.
– «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 сек.
– «Горка»: рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык удерживать 10 сек.
– «Трубочка»: рот открыт, боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык удерживать 5 сек.
– «Качели»: рот открыт, напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
– «Катушка»: рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и упирается вглубь рта.
– «Лошадки»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп.
– «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился.
– «Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
– «Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т, д-д-д-д-д-д Постепенно ускорять темп.
– «Фокус»: рот приоткрыт, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.
Выполнение данного комплекса упражнений в течение 2–3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения .
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.