Мотивационная сфера – явление достаточно сложное. Ее исследованием занимаются и психологи, и педагоги. Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. На развитие мотивации учения влияют совместно преподаватели и учащиеся.
Мотивация учения является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями студентов могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными. Мотив обладает количественными (по принципу «сильный - слабый») и качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Если для личности деятельность значима сама по себе (напр., удовлетворение познавательной потребности в процессе учения), то это - внутренняя мотивация.
Если же толчком к деятельности личности являются социальные факторы (напр., престиж, зарплата и др.), то это - внешняя мотивация. Кроме того, сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности. Продуктивная творческая активность личности в учебном процессе связана с познавательной мотивацией.
Над теорией мотивации работал А.Маслоу, который выделил иерархию мотивов. Начав с физиологических потребностей, исследователь говорит о потребности личности в безопасности, потребности в любви, в уважении («в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих» ), потребность в самоактуализации («Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией»). Наконец, Маслоу обращается к когнитивным потребностям личности: желание знать и понимать, эстетические потребности. Можно сказать, что желание осуществить потребности, находящиеся на различных уровнях данной иерархии, лежит в основе мотивации. Мотивация учения базируется на стремлении удовлетворить потребность в уважении, потребность в самореализации, когнитивные потребности.
Теория развития мотивации учения разработана прежде всего на материале средней школы. Но, учитывая тот факт, что мотивационные сферы студентов и школьников во многом схожи и выводы исследователей, работающих с мотивацией учения школьников, носят универсальный характер, мы считаем целесообразным обратиться к подобным выводам. Так, А.К. Маркова говорит о возможностях формирования мотивации следующее:
«Формирование мотивации - это воспитание идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию. Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.