Обратимся к дисциплине «Литература русского зарубежья», материалом которой является литературное наследие писателей-эмигрантов. Путем наблюдения мы можем прийти к выводу, что студенты-филологи не заинтересованы в изучении данной дисциплины. Возможно, это связано со спецификой материала курса (творчество писателей-эмигрантов по большей части известно лишь в узком кругу специалистов, почти не преподается в школе и, как следствие, представляется студентам «вторичным», оторванным от жизни, бесполезным в плане профессионального использования). На наш взгляд, внедрение в курс технологий активного обучения поможет обучающимся повысить интерес к изучению литературы данного периода, даст возможность применить знания в деятельности, выявить творческий потенциал.
Рассмотрим учебный план данного курса.
обучение технология учение мотивация
№ п/п |
Раздел, тема |
Учебный план, часов | ||||
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
Итого по темам | ||||
Лекции |
Семинары | |||||
1 |
Введение. Феномен Русского зарубежья в ХХ веке. |
2 |
- |
2 |
4 | |
2 |
Раздел 1. Литература, созданная первой русской эмиграцией. Пути и судьбы русской литературной эмиграции первой трети ХХ века. |
2 |
- |
2 |
4 | |
3 |
Прозаики старшего поколения: Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Куприн, А. Ремизов. |
2 |
- |
2 |
4 | |
4 |
Судьба и творчество И. Бунина в период эмиграции. |
2 |
- |
3 (чтение текстов, работа с научной литературой) |
5 | |
5 |
Историческая проза Русского зарубежья: М. Алданов, А. Ладинский. |
2 |
- |
3 |
5 | |
6 |
Религиозное начало в литературе Русского зарубежья. Проза И. Шмелева. Личность и творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой |
2 |
- |
2 |
4 | |
7 |
Жизненный и творческий путь Б. Зайцева. |
2 |
- |
2 |
4 | |
8 |
Творческая судьба М. Осоргина. |
2 |
- |
2 (подготовка к коллоквиуму) |
4 | |
9 |
В. Ропшин как литературный двойник Б. Савинкова. |
2 |
- |
2 |
4 | |
10 |
Сатира и юмор в эмиграции. |
2 |
- |
7 (коллоквиум) |
9 | |
11 |
Поэзия русского зарубежья. Судьбы поэтов серебряного века в эмиграции. Творчество В. Ходасевича. |
2 |
- |
2 (чтение текстов, работа с научной литературой) |
4 | |
12 |
Эмигрантский период творчества М. Цветаевой. |
2 |
- |
2 |
4 | |
13 |
Поэзия, эссеистика, литературная критика Г. Адамовича. Эстетика «парижской ноты». |
2 |
- |
2 |
4 | |
14 |
Творчество Г. Иванова. |
2 |
- |
2 |
4 | |
15 |
«Молодые» поэты Русского зарубежья. |
2 |
- |
2 |
4 | |
16 |
Судьба и творчество Б. Поплавского. |
2 |
- |
2 |
4 | |
17 |
Прозаики молодого поколения. |
2 |
- |
2 (подготовка к коллоквиуму) |
4 | |
18 |
Проза Г. Газданова. |
2 |
- |
2 |
4 | |
19 |
Творчество В. Набокова. |
2 |
- |
7 (коллоквиум) |
9 | |
20 |
Автодокументальная проза первой русской эмиграции. |
2 |
- |
2 |
4 | |
21 |
Раздел 2. «Вторая волна» русской эмиграции, ее след в отечественной словесности. Литература «второй волны» эмиграции. Прозаики. |
2 |
- |
2 (чтение текстов, работа с научной литературой) |
4 | |
22 |
Поэзия «второй волны» эмиграции. Творчество И. Елагина. |
2 |
- |
2 |
4 | |
23 |
Раздел 3. Литература «третьей волны» эмиграции. Общая характеристика «третьей волны» эмиграции и созданной ею литературы. |
2 |
- |
2 |
4 | |
24 |
Советская история и мир советского человека глазами писателей-эмигрантов «третьей волны». |
2 |
- |
2 (чтение текстов, работа с научной литературой) |
4 | |
25 |
Разнообразие художественных стратегий и эстетических практик, представленных в литературе «третьей волны» эмиграции. |
2 |
- |
2 |
4 | |
26 |
Феномен А.И. Солженицына. |
2 |
- |
2 (подготовка к коллоквиуму) |
4 | |
27 |
Творчество И. Бродского. |
2 |
- |
7 (коллоквиум) |
9 | |
ИТОГО |
54 |
- |
71 |
125 |
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.