Познавательность, активность учащихся повышается, если во время объяснения учитель периодически обращается к ним с проблемными вопросами.
Постепенно учащиеся при помощи учителя приучаются уже во время объяснения учителя самостоятельно фиксировать опорные смысловые пункты, а затем составлять сжатый, потом более расширенный план, тезисы, а в старших классах - конспект.
Психологические требования. Учитель на уроке должен всесторонне изучать и учитывать психологические особенности каждого ученика.
Психологическое состояние учителя и учащихся достаточно ощутимо влияет на настроение учителя, его собранность, результат урока, внимательность, раздражительность непосредственно передаются или учащимся и в определенной мере влияют на результативность их учебного труда.
Воля и характер учителя, проявляется на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учащимися требовательность педагога, если она сочетается с доброжелательностью и справедливостью, уважением к детям и педагогическим тактом.
Мастерство учителя на уроке и заключается, главным образом, в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческим применением новейших достижений педагогической науки и передового опыта, психологическом руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся их интеллектуальным развитием.
Реализация требований в системе уроков обеспечивает необходимый уровень организованности, а следственно, и качество урока в современной школе.
Выделены общие закономерности учебного процесса:
1. Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.
2. Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.
3. Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.
4. Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.
5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
6. Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.
7. Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей.
К частным закономерностям учебного процесса относятся:
· дидактические включают содержательно-процессуальные характеристика процесса (содержание, методы, виды, средства, способы, формы и т.д.);
· гносеологические определяют аспект познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества и самих себя;
· психологические относятся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения;
· кибернетические отражают все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляцию информационных потоков, управление усвоением информации.
· Социологические охватывают отношения между участниками учебного процесса (взаимодействие учителя и учащихся, направленность, социальная значимость обучения и т.д.).
· Организационные отражают учебный процесс в аспекте интеллектуального труда (организация учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность и т.д.).
Знание закономерностей обучения позволяет процесс обучения построить оптимально в самых разных конкретных ситуациях.
Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание учебных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.
Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование "активных" методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.