— следственный изолятор для содержания подследственных несовершеннолетних (к сожалению, в некоторых изоляторах несовершеннолетние содержатся вместе со взрослыми и неоднократно судимыми в условиях «субкультуры», позже перенося полученный опыт в воспитательную колонию);
— служба, обеспечивающая исполнение наказания в виде краткосрочного ареста;
— служба по исполнению наказания в виде лишения свободы (воспитательная колония);
— участок социальной адаптации для лиц, готовящихся к освобождению от наказания;
— временное общежитие для освобожденных, не имеющих постоянного места жительства;
— служба социального контроля, обеспечивающая работу с осужденными по отбытии наказания.
Создание таких центров могло бы обеспечить необходимое комплексное воздействие на несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, и преемственность в работе с ними, оградить их от негативного влияния взрослой преступной среды.
Эффективность исправительного воздействия, оказываемого на осужденных несовершеннолетних, определяется по общим критериям, основывающимся на известных степенях исправления: «встал на путь исправления», «твердо встал на путь исправления». К сожалению, эти критерии оценки являются единственными для всех исправительных учреждений и не отражают адекватно реальные процессы. Следовательно, достоверным показателем, определяющим эффективность исправительного воздействия, является рецидив преступного поведения после освобождения.
Неблагоприятные тенденции роста и ожесточения подростковой преступности, увеличение правонарушений в самих колониях и следственных изоляторах, достаточно высокий уровень рецидива свидетельствуют о том, что эффективность исправительного воздействия на данную категорию преступников пока низка. В этой связи представляется целесообразным расширять применение к несовершеннолетним иных, помимо лишения свободы, видов наказаний. Одним из таких альтернативных длительному лишению свободы видов наказаний может стать краткосрочный арест, который широко практикуется в европейских странах. Что же касается условного осуждения, то к данному виду наказания необходимо подходить более взвешенно и с установлением обязательного четкого контроля за лицами, к которым оно применено, так как подростки оказываются предоставленными самим себе, ощущая безнаказанность за совершенные преступные деяния. Необходимо также внедрять децентрализацию управления органами, исполняющими наказания, и предоставление большей самостоятельности местным органам власти. В таком случае вопросы исправительного воздействия на несовершеннолетних преступников, применение к ним избирательного подхода при назначении и исполнении наказания могли бы решаться более оперативно и действенно.
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними социальных педагогов-профессионалов. Плодотворно работать с трудными подростками, по нашему убеждению, могут только люди духовно богатые, щедро отдающие это богатство своим подопечным. Еще В. С. Соловьев писал: «Первое и самое важное условие есть, конечно, то, чтобы во главе пенитенциарных учреждений стояли воспитатели, способные к такой высокой и трудной задаче, — лучшие из юристов, психиатров и лиц с религиозным призванием».
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.