Специфика общения подростков
I. Застенчивость. Застенчивость – самая распространенная коммуникативная трудность у подростков и юношей. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивым, действительно отличаются пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и управлять своё социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму (это касается только мужчин) и переживают больше коммуникативных трудностей. Однако застенчивость может иметь разные причины, которые зачастую не поддаются коррекции и сами по себе не могут рассматриваться как отрицательные. Так например, в одном психологическом эксперименте людям предлагалось выбрать тип личности, с которой хотели бы совместно работать и проводить досуг. Как правило, испытуемые, независимо от собственных черт, выбирали экстравертированный тип личности. Но как только дело касалось дружбы, картина менялась, не только люди склонные к интроверсии, но и многие экстраверты отдавали предпочтение интровертированному типу. Причиной этому послужила более тонкая душевная организация, чем у экстравертов.
II. Стратегическое взаимодействие. Для облегчения своих коммуникативных проблем подростки и юноши используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов. Под стратегическим взаимодействием понимается – характерная для подростков ситуация, в которой партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений. Понятие введено американским социологом Эрвингом Гоффманом в 1969 году. Позже (1980), совместив эти идеи с теорией Пиаже, Дэвид Элкинд отметил ряд особенностей:
1) будучи постоянно озабоченными собой и полагая, что другие тоже разделяют эту озабоченность, подростки и юноши обычно действуют на "воображаемую аудиторию"
2) преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе "личный миф", вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий, вот почему общение в подростковом возрасте часто бывает напряженным, неестественным, имеет двойной план.
3) III. Отдельным блоком мы хотим разобрать такой фактор, как общение в Интернете, так как данный вопрос имеет непосредственное отношение к теме нашей работы. Зачастую, пытаясь компенсировать свои страхи в общении подростки уходят в Интернет, что не всегда хорошо влияет на них. Причинами ухода в виртуальную реальность могут быть разными (проблемы в семье, школе, со сверстниками, неуверенность в себе и т.д.). Проблема "жизни за монитором" давно уже волнует как психологов, так и педагогов. Так уже в 1998 году в своем аналитическом докладе В.С. Собкин и Н.И. Кузнецова отмечали пагубное влияние Интернета на современного подростка. Именно в Интернете ребенок получает много информации о сексе, насилии. Через Интернет происходит усвоение агрессивных форм поведения. Но также именно с помощью Интернета подросток может "замаскировать" свою застенчивость. Общение в чатах и социальных сетях способно полностью захватить внимание подростка. Формируется стереотип поведения – "при неудаче Интернет поможет". Ребенок обманывает других и себя, чтобы реализовать свою главную потребность в общении.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.