Доказательство ценности народной игровой культуры, как педагогического явления

Страница 4

Во-первых, была выделена группа социально-средовых условий. В нее вошло создание микросоциального пространства, наполненного «манками» – средствами, стимулирующими детей к народной игре и помогающими ее организовать. Кроме того, для успешности процесса социально-нравственного воспитания необходимо моделирование сопровождающего игру фона, включающего разнообразные виды наглядности (в т.ч. пейзажные и сюжетные картины, фотографии), атрибуты реальной бытовой, досуговой и другой деятельности и воспроизводящего обстановку, игровую атмосферу, социально-психологические особенности взаимоотношений учащихся, традиционных игровых практик. Немаловажна и реализация в педагогическом процессе культурно-игрового опыта носителей знаний о содержании и правилах народных игр, передаваемых от одного поколения к другому.

Во-вторых, была определена группа содержательно-организационных условий. В нее входит использование народных игр в системе, создание игровых комплексов, «сквозных» игровых сюжетов, организацию деятельности по изучению традиционной игровой культуры народов Кубани. Большему проникновению в атмосферу народной игры способствует также использование традиционных методов, приемов, форм организации игровой деятельности (организация и руководство игрой старшими, постепенное усложнение правил, содержания игр младших школьников и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к их изначальной природе), применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр и состязаний, оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов.

Схема 1. Системно-структурная модель процесса социально-нравственного воспитания детей средствами народной игры

Целевой блок

Цель: повышение результативности социально-нравственного воспитания детей посредством народной игры.

Задачи:

Обогащение представлений и знаний учащихся о нормах и принципах нравственных взаимоотношений;

Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;

Развитие опыта нравственного поведения;

Корректировка нравственных качеств личности школьников.

Принципы организации игровой деятельности

единства переживаний и самовыражения;

активной роли детей;

отражения и преображения; безопасности;

соответствия игровой деятельности культурно-исторической и социальной среде;

использования диагностических возможностей игры

Содержательно-процессуальный блок

Этапы включения учащихся в игровую деятельности на основе народных игровых практик

Поисковый

Ознакомительный

Организационно- подготовительный

Творческий

Корректирующий

опросы;

описания;

экспедиционное собирательство;

совместная деятельность детей, педагогов и родителей.

познавательные занятия, беседы;

встречи с носителями традиций;

изучение игр.

изготовление костюмов, атрибутов;

планирование и организация игр и праздников;

проигрывание и проведение игровых праздников

уточнение методики;

вторичный отбор игрового материала;

оптимизация методологической системы.

Методы включения школьников в игровую деятельность

подражание;

имитация;

одобрение / осуждение;

пример;

состязательность / соревновательность;

опора на традиции;

сотрудничество, сопереживание;

упражнение;

импровизация

Методы осуществления игр. деят-ти:

наблюдение;

эксперимент;

моделирование;

Формы организации игровой деятельности

конкурсные программы;

игровые занятия;

историческая реконструкция;

игровые праздники (Рождественские, Масленичные и т.п.);

группы продленного дня;

вечера.

Педагогические условия реализации модели социально-нравственного воспитания детей в учреждениях образования

Социально-средовые

Содержательно-организационные

Субъектно-личностные

Оценочно-результативный блок

Критерии и показатели социально-нравственной воспитанности учащихся

когнитивный

мотивационный

поведенческий

Уровень осмысления и осознания социально-нравственных категорий, система взглядов на окружающий мир (взгляды, представления, понятия), на понимание другого человека, самопознание и становления человека. Постижение субъективных значений или личностных смыслов, себя и другого человека, «открытость» когнитивных схем в области межличностного познания, способность видеть мир глазами другого. Знания о социально-нравственных добродетелях, восприятие, распознавание народных образов, основанных на внимании, памяти и проявляющихся в особенностях воображения, речи, мышления.

Проявление потребностей, выбор направленности поведения, проявление эмоций, субьективных переживаний и установок. Определяется субъект-субъектной установкой к другому человеку, сопутствующим межличностному общению, эмпатии, сочувствию, сопереживанию, эмоциональный резонансу, состраданию, выраженной симпатией, любовью, уважением и т. п.

Проявление во всех сферах деятельности и общения (в игровых, учебных, бытовых и др. ситуациях) основных социально-нравственных качеств: доброжелательности, ответственности, долга, взаимовыручки, заботы, дружелюбия, справедливости, милосердия, честности. Поведенческая готовность при субъект-субъектной установке к другому на диалогическое общение, слушание другого, оказание помощи в случае определенных затруднений, альтруистическое поведение.

Уровни социально-нравственной воспитанности

Нестабильный (низкий)

Ситуативно-стабильный (средний)

Устойчивый (высокий)

Необязательность, значительные отклонения от общепринятых правил, нарушение правил игры, грубость в игре и других видах деятельности. Непонимание требований педагога и самой сути нравственных добродетелей.

Проявление качеств недостаточно стабильное. Зависит от ситуации, условий, окружения. Недостаточный уровень самоконтроля, частичная сформированность социально-нравственных качеств.

Внутренний контроль, самооценка личности в соответствии с общественными нормами и правилами игрового взаимодействия. Сформированность навыков самоконтроля, чувством собственного достоинства.

Результат

личность ученика, обладающая высоким уровнем социально-нравственной воспитанности на основе игровой деятельности, знаний, использования традиций казачества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru