Во-первых, была выделена группа социально-средовых условий. В нее вошло создание микросоциального пространства, наполненного «манками» – средствами, стимулирующими детей к народной игре и помогающими ее организовать. Кроме того, для успешности процесса социально-нравственного воспитания необходимо моделирование сопровождающего игру фона, включающего разнообразные виды наглядности (в т.ч. пейзажные и сюжетные картины, фотографии), атрибуты реальной бытовой, досуговой и другой деятельности и воспроизводящего обстановку, игровую атмосферу, социально-психологические особенности взаимоотношений учащихся, традиционных игровых практик. Немаловажна и реализация в педагогическом процессе культурно-игрового опыта носителей знаний о содержании и правилах народных игр, передаваемых от одного поколения к другому.
Во-вторых, была определена группа содержательно-организационных условий. В нее входит использование народных игр в системе, создание игровых комплексов, «сквозных» игровых сюжетов, организацию деятельности по изучению традиционной игровой культуры народов Кубани. Большему проникновению в атмосферу народной игры способствует также использование традиционных методов, приемов, форм организации игровой деятельности (организация и руководство игрой старшими, постепенное усложнение правил, содержания игр младших школьников и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к их изначальной природе), применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр и состязаний, оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов.
Схема 1. Системно-структурная модель процесса социально-нравственного воспитания детей средствами народной игры
Целевой блок |
Цель: повышение результативности социально-нравственного воспитания детей посредством народной игры. | |||||||||||
Задачи: |
Обогащение представлений и знаний учащихся о нормах и принципах нравственных взаимоотношений; Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками; Развитие опыта нравственного поведения; Корректировка нравственных качеств личности школьников. | |||||||||||
Принципы организации игровой деятельности | ||||||||||||
единства переживаний и самовыражения; активной роли детей; отражения и преображения; безопасности; |
соответствия игровой деятельности культурно-исторической и социальной среде; использования диагностических возможностей игры | |||||||||||
Содержательно-процессуальный блок |
Этапы включения учащихся в игровую деятельности на основе народных игровых практик | |||||||||||
Поисковый |
Ознакомительный |
Организационно- подготовительный |
Творческий |
Корректирующий | ||||||||
опросы; описания; экспедиционное собирательство; совместная деятельность детей, педагогов и родителей. |
познавательные занятия, беседы; встречи с носителями традиций; изучение игр. |
изготовление костюмов, атрибутов; планирование и организация игр и праздников; |
проигрывание и проведение игровых праздников |
уточнение методики; вторичный отбор игрового материала; оптимизация методологической системы. | ||||||||
Методы включения школьников в игровую деятельность | ||||||||||||
подражание; имитация; одобрение / осуждение; пример; состязательность / соревновательность; |
опора на традиции; сотрудничество, сопереживание; упражнение; импровизация |
Методы осуществления игр. деят-ти: наблюдение; эксперимент; моделирование; | ||||||||||
Формы организации игровой деятельности | ||||||||||||
конкурсные программы; игровые занятия; историческая реконструкция; |
игровые праздники (Рождественские, Масленичные и т.п.); |
группы продленного дня; вечера. | ||||||||||
Педагогические условия реализации модели социально-нравственного воспитания детей в учреждениях образования | ||||||||||||
Социально-средовые |
Содержательно-организационные |
Субъектно-личностные | ||||||||||
Оценочно-результативный блок |
Критерии и показатели социально-нравственной воспитанности учащихся | |||||||||||
когнитивный |
мотивационный |
поведенческий | ||||||||||
Уровень осмысления и осознания социально-нравственных категорий, система взглядов на окружающий мир (взгляды, представления, понятия), на понимание другого человека, самопознание и становления человека. Постижение субъективных значений или личностных смыслов, себя и другого человека, «открытость» когнитивных схем в области межличностного познания, способность видеть мир глазами другого. Знания о социально-нравственных добродетелях, восприятие, распознавание народных образов, основанных на внимании, памяти и проявляющихся в особенностях воображения, речи, мышления. |
Проявление потребностей, выбор направленности поведения, проявление эмоций, субьективных переживаний и установок. Определяется субъект-субъектной установкой к другому человеку, сопутствующим межличностному общению, эмпатии, сочувствию, сопереживанию, эмоциональный резонансу, состраданию, выраженной симпатией, любовью, уважением и т. п. |
Проявление во всех сферах деятельности и общения (в игровых, учебных, бытовых и др. ситуациях) основных социально-нравственных качеств: доброжелательности, ответственности, долга, взаимовыручки, заботы, дружелюбия, справедливости, милосердия, честности. Поведенческая готовность при субъект-субъектной установке к другому на диалогическое общение, слушание другого, оказание помощи в случае определенных затруднений, альтруистическое поведение. | ||||||||||
Уровни социально-нравственной воспитанности | ||||||||||||
Нестабильный (низкий) |
Ситуативно-стабильный (средний) |
Устойчивый (высокий) | ||||||||||
Необязательность, значительные отклонения от общепринятых правил, нарушение правил игры, грубость в игре и других видах деятельности. Непонимание требований педагога и самой сути нравственных добродетелей. |
Проявление качеств недостаточно стабильное. Зависит от ситуации, условий, окружения. Недостаточный уровень самоконтроля, частичная сформированность социально-нравственных качеств. |
Внутренний контроль, самооценка личности в соответствии с общественными нормами и правилами игрового взаимодействия. Сформированность навыков самоконтроля, чувством собственного достоинства. | ||||||||||
Результат |
личность ученика, обладающая высоким уровнем социально-нравственной воспитанности на основе игровой деятельности, знаний, использования традиций казачества. | |||||||||||
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.