Для формирования орфографического навыка так же целесообразно использовать орфографические пятиминутки.
Орфографические пятиминутки как форма контроля на уроках русского языка занимают немного времени, дают учителю возможность получить быструю и достаточно полную информацию о степени овладения умениями. Задания пятиминуток могут быть разнообразными: определите в каких словах есть орфограмма, а в каких ее нет; в выделенных словах обозначьте орфограмму и ту часть слова, в которой она находится; вставьте пропущенные орфограммы и подберите проверочные слова. Например, учащиеся под диктовку записывают предложение: На полянке у тропинки пробиваются травинки. Можно провести соревнование или игру «Аукцион»: кто больше насобирает орфограмм?
Еще одним из способов обучению тестовым заданиям с элементами самоконтроля может стать лингвистическая задача.
Лингвистическая задача – особый тип упражнения по русскому языку, выполнение которого протекает в два (или более) действия в условиях самостоятельной познавательной деятельности, включающей:
1) анализ внутри предметных связей языка,
2) рассуждение – доказательство,
3) вывод,
4) поэтапный самоконтроль,
5) проверку решения.
Учебный процесс, построенный на включении лингвистических задач, предполагает некоторую последовательность взаимосвязанных этапов.
1. Обучение школьников решению лингвистических задач. На первом этапе такие задачи содержат ответ и полную операционную схему познавательного умения. В этой ситуации для ребенка важен не результат (задача имеет ответ), а процесс решения этой задачи. Учитель формирует общее правило (алгоритм) решения задач подобного типа на основе анализа, сопоставления, сравнения, обобщения, доказательства, вывода, самоконтроля.
Например. Сколько букв и звуков в слове ручьи? Докажите. Опирайтесь на разбор слова по составу. Почему в этом слове мягкий знак? Как он называется?
Карточка 1.
Поставьте слово ручьи (ручей) в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа. Произведите сначала фонетический разбор, а затем разбор по составу.
ручьи - …
ручей - [руч' эй]: буква е, обозначающая [э], является беглой;
ручья - [руч'й'а]
ручью –
ручьем –
о ручье –
Если сомневаетесь, проверьте по карточке 2.
Карточка 2.
ручью -[руч'й'у] Окончание – это изменяемая часть слова;
[руч'й'ом] изменяется только [у],[ом],[э],[а],.
[руч'й'э]
Произведите теперь фонетический разбор слова ручьи; помните, что Проверьте по карточке 3.
Карточка 3.
ручьи - [руч'й'и]
Докажите, почему в этом слове равное количество букв и звуков.
Проверьте по карточке 4.
Карточка 4.
Мягкий знак не обозначает мягкости предыдущего согласного ([ч'] – только мягкий согласный), является разделительным знаком.
Поэтому в этом слове равное количество букв и звуков. Мягкий разделительный знак сигнализирует о звуке [й'], который входит в корень слова [руч'эй] - [руч'й'и].
2. Затем детям предлагаются задачи с неполной схемой операционного умения.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.