В соответствии с программой по иностранным языкам в области обучения чтению, перед учителем ставятся следующие задачи:
Понимать прочитанные тексты;
Научить школьников читать тексты;
Осмысливать содержание прочитанных текстов с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию.
Овладение техникой чтения на английском языке является самостоятельной проблемой, поэтому особое внимание мы обращаем на формирование данного навыка в процессе обучения чтению. Проведенное исследование выявило проблемы, с которыми может столкнуться учитель в процессе обучения детей чтению. Мы разработали ряд рекомендаций на тему того, как же следует обучать детей второго класса чтению на иностранном языке:
Обучение технике чтения должно проходить на хорошо усвоенном учащимися лексическом материале;
При работе с иноязычными текстами следует вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, не обязательно речевую;
Тексты для младших школьников должны отвечать их возрастным и эмоциональным особенностям;
При отборе текстов для чтения необходимо учитывать их методическую и воспитательную ценность, доступность содержания и формы;
Развивать познавательный интерес учащихся к предмету, вовлекая их в различные игровые ситуации;
Использовать разнообразные приемы работы с иноязычными текстами в процессе овладения чтением, учитывая индивидуальные и психологические особенности учащихся;
Способствовать становлению ситуации общения на иностранном языке на уроке.
Исследования было проведено в центре образования №109 г. Москвы.
Цель работы – апробация применения метода «целого слова» и традиционного метода в работе с англоязычными текстами в процессе обучения школьников второго класса чтению на английском языке.
Исследование состояло из следующих этапов: констатирующий, формирующий, проверочный и контрольный.
При знакомстве с гласными буквами алфавита использовался прием персонификации, применение которого опирается на наличие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у учащихся, с помощью которых ребенок оперирует целостными образами.
В экспериментальной группе при работе с текстом применялся традиционный метод изучения чтению на английском языке. Цель применения этого метода – создание мотивации для чтения, развитие умения предполагать содержание текста, используя заголовок, иллюстрации к тексту и т.п.
В результате проведенного формирующего этапа исследования, 5 детей (41,6%) справились с заданием. В контрольной группе – 3 человека (25%). Оставшиеся 7 человек экспериментальной группы и 9 человек из контрольной группы не справились с заданием или выполнили его не полностью.
Использование метода «целого слова» и традиционного метода в работе с англоязычными текстами в процессе обучения школьников второго класса чтению на английском языке позволило так же воздействовать на эмоциональную сферу детей с опорой на наглядно-образное мышление и воображение. Таким образом, в процессе исследования мы старались развивать интерес к предмету, что, несомненно, является важным фактором в обучении детей любому предмету на начальном этапе.
Анализ результатов проверочного этапа выявил положительную динамику в обеих подгруппах.
На проверочном этапе с заданием успешно справились 8 детей (66,6%) из экспериментальной группы и 5 детей (41,6%) из контрольной группы. У остальных детей так же повысились результаты.
В экспериментальной группе полностью с контрольным заданием справились 7 человек (60%), в контрольной же группе правильно выполнили задание лишь 5 человек
В ходе проведенного исследования установлено, прежде всего, что чтение как один из важнейших видов речевой деятельности заслуживает по-прежнему повышенного внимания ученых, методистов и учителей. Чтение следует неизменно трактовать как рецептивный вид речевой деятельности, включающий, главным образом, технику чтения и понимание читаемого.
Ход эксперимента показал отличие в результатах обучения чтению в двух группах. Они оказались выше в экспериментальном классе, что свидетельствует об эффективности разработанного комплекса упражнений.
В ходе эксперимента ученики продемонстрировали умения самостоятельно преодолевать трудности языкового и смыслового характера, читать с полным пониманием текста. Следовательно, разработанный комплекс упражнений оказался эффективным, поскольку проведенная на уроках работа с текстом способствовала развитию сформированных ранее умений чтения, в частности умений, необходимых для ориентации в логико-смысловой структуре текста, нахождение заданной информации и сопоставление ее с информацией, имеющейся у учеников.
В результате проведенного нами исследования были достигнуты следующие задачи и цели:
Обоснован комплекс упражнений по обучению чтению на английском языке во втором классе на основе традиционного метода и метода «целого слова».
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.