Цель работы – апробация применения метода «целого слова» и традиционного метода в работе с англоязычными текстами в процессе обучения школьников второго класса чтению на английском языке.
Исследование состояло из следующих этапов:
Констатирующий (сформированы экспериментальная и контрольная группы из учеников 2 «В» класса, по 12 человек в каждой группе, смотреть таблицу 1 в приложении 2). Исходный уровень овладения навыками чтения равен нулю.
Формирующий (экспериментальным способом апробирована возможность использования метода «целого слова» и традиционного метода в работе с англоязычными текстами при обучении чтению. Практическая работа состояла из серии уроков с использованием метода «целого слова» и традиционного метода в экспериментальной подгруппе.
Проверочный этап (была вновь проведена диагностика влияния метода «целого слова» и традиционного метода на умение правильно озвучивать графемы, для этого учащимся было вновь предложено прочитать стихотворение, лексический объем которого увеличился с 44 до 66 букв, время, отведенное на задание, по-прежнему составляло 2 минуты.
This is the season I come to the garden.
When vegetables grow, And make water flow.
С целью контроля понимания прочитанного учащимся было предложено задание прочитать текст без заголовка и выполнить следующие задания: озаглавить текст; выделить в тексте смысловые части; изобразить то, о чем говориться в каждой части.
Vegetables are plants that we can eat. Many vegetable that we eat grown in the field and the garden. Most fruits are sweet, and good to eat.
Успешность овладения навыками чтения на английском языке обеспечивалась так же целостным подходом к ученику как индивиду, субъекту познавательной активности.
Так же при знакомстве с гласными буквами алфавита использовался прием персонификации, применение которого опирается на наличие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у учащихся, с помощью которых ребенок оперирует целостными образами. Этот прием позволяет каждое звукобуквенное соответствие предъявлять в качестве эмоционально насыщенного образа, привлекательного и понятного 6-7 летнему ребенку. Так, например, буква Аа предстает в виде цапли Аа (эй):
Познакомьтесь, цапля А (эй)!
Представляется: «My name…»
У нее подруга Cat,
Вместе дружат много лет.
С целью исследования метода «целого слова» на умение правильно озвучивать графемы, учащимся обеих подгрупп было предложено задание прочитать стихотворение с промежутком времени в 2 минуты.
An apple. It is very red and sweet,
And it is so good to eat.
В результате проведенного формирующего этапа исследования, 5 детей (41,6%) справились с заданием. В контрольной группе – 3 человека (25%). Оставшиеся 7 человек экспериментальной группы и 9 человек из контрольной либо не справились с заданием, либо выполнили его не полностью. Результаты отражены на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты формирующего этапа
В результате исследования стало очевидным, что умение озвучивать графемы достаточно низко в обеих подгруппах, хотя в экспериментальной группе показатели чуть выше. Результаты исследования представлены в таблице 2 (приложение 2).
Изучение гласных букв в экспериментальной группе продолжалось с привлечением приема персонификации букв:
Это гвоздик, гвоздик Ii (ай) Это полицейский Оо (оу)
Поздороваемся: «Hi!» Говорит он всем: «Hello!»
Гвоздик наш не говорит, Скажет: «Go!» – проезжай,
И о нем мы скажем it. «No!»- стой и ожидай.
Так же, в экспериментальной группе при работе с текстом применялся традиционный метод изучения чтению на английском языке. При этом обращалось внимание учащихся на два важных правила:
Читать, не значит переводить.
Чтобы понять текст, не обязательно знать каждое слово.
Цель применения этого метода – создание мотивации для чтения, развитие умения предполагать содержание текста, используя заголовок, иллюстрации к тексту и т.п.
Так, при работе над текстом до чтения учащимся экспериментальной подгруппы предлагались следующие задания:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.