Чтение является как целью (умение извлекать информацию из текста), так средством обучения (выполнение разнообразных упражнений). Обучение языку без опоры на чтение может быть оправдано только с детьми дошкольного возраста.
Чтение – это внутренний процесс одновременного понимания и восприятия письменного текста, состоящий из интерпретации текста, которая несет в себе предметное, словесное и смысловое понимание. Понимание текста, в свою очередь, основано на:
Предметной компетенции;
Языковой компетенции.
При чтении человек может воспринимать текст столько раз, сколько ему нужно (чего не скажешь об аудировании). Для чтения нужна активная, и пассивная лексика, а так же словарь. При чтении задействованы те же психологические механизмы, что и при аудировании:
Механизм кратковременной памяти;
Механизм долговременной памяти;
Механизм прогнозирования;
Механизм эквивалентных замен (осмысливания).
Условием для чтения как вида речевой деятельности является техника чтения – умение соотносить знак и звук, буквосочетание и звукосочетание, фонетический комплекс с комплексом слов, а так же интонационное оформление предложения.
Уровни рецепции:
Восприятие зрительного образа слов;
Опознавание лексических и грамматических значений (опознается лишь то, чему есть аналог в памяти);
Осмысление целого высказывания, установление предикативных отношений.
Чтение – способ поддерживать язык, обогащать словарный запас, оно способствует запоминанию грамматических конструкций. Обучение чтения начинается с формирования техники чтения.
Согласно Ф.Смиту, при чтении необходимы следующие виды информации:
Не визуальная (чем больше не визуальной информации, тем меньше необходимо визуальной информации);
Визуальная.
Таким образом, чтение – это конструктивная, интерактивная и активная мыслительная деятельность.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.