Чтение – это рецептивный вид речевой коммуникации, который обладает следующими характеристиками:
При чтении слово находится в окружении других слов, которые составляют определенный контекст, к восприятию которого можно вернуться неоднократно;
При чтении пониманию и восприятию информации помогает ассоциация «форма-значение», которая опирается не на слуховое восприятие формы, а на зрительное;
Для узнавания элементов информации не обязательно наличие четких эталонов, как при говорении или аудировании;
По прочитанному тексту легче воссоздать ситуацию его ситуативно-смыслового создания.
Так же, важно отметить факторы, которые осложняют становление чтения:
Большая сложность фраз;
Широта охвата языкового материала;
Отсутствие пауз и интонации, что затрудняет смысловое членение речевых блоков;
Большая, чем в устной речи, сложность изложения материала;
Непонимание или незнание описываемых в тексте событий и приводимых данных.
Говоря о чтении как рецептивном виде речевой деятельное мы при этом не считаем его пассивным процессом. Чтение активности читающего, благодаря чему он глубже постигает смысл текста, лучше усваивает его формальную сторону, без опоры на которую невозможно понимание содержания. Главная задача чтения – получение информации, причем активное и самостоятельное. Часто желание прочитать, чтобы получить определенные знания, информацию, удовлетворить интерес, становится предпосылкой изучения иностранного языка. Чтение иноязычных текстов всегда являлось самой надежной основой в развитии других видов речевой деятельности на этом языке.
При определенной общности с аудированием в плане действия психофизиологических механизмов чтение отличается тем, что объем информации, получаемой при чтении больше, чем при аудировании.
Венцом каждого процесса чтения является понимание прочитанного.
Чтение вслух, чтение про себя и другие виды чтения.
Как правило, обучение чтению начинается с чтения вслух. Чтение вслух имеет две функции:
Возможность объективной оценки умения учащегося правильно складывать буквы и буквосочетания в звуки и слова. Когда учащийся читает текст вслух, можно обнаружить, обладает ли он «технической» стороной преобразования букв в звуки. Так как слова, прочитанные позже, будут произноситься и говорится и потому умение читать их правильно, имеет большое значение;
Происходит отработка и автоматизация речедвижений, усовершенствование произносительных навыков, приучение своего артикулярного аппарата к неродным звукам и интонациям.
Так как в основе чтения вслух и чтения про себя лежат речедвижения, которые при чтении вслух заметны, а при чтении про себя свёрнуты до минимума, то получается, что чтение вслух нельзя игнорировать и перескакивать через него. Существует взаимосвязь, что чем лучше выражены и отработаны речедвижения при чтении вслух, то тем больше вероятность освободиться от них при чтении про себя. Эти речедвижения замедляют ход чтения при чтении про себя, в идеале они не должны быть заметны, должны быть свернуты до рудиментарного состояния. И если речедвижения не отработаны и не автоматизированы в достаточной степени еще на стадии чтения вслух, то это сказывается на скорости чтения про себя. Поэтому нельзя совсем сказать, что чтение вслух не обязательно, но оно не должно быть доминантным, хотя работа над ним может и должна продолжаться дальше (декларирование, цитирование, зачитывание своих работ и т.д.)
К этому следует добавить, что чтение вслух не способствует пониманию, чтение вслух – это, как правило, чтение для кого-то. Во время чтения вслух мы очень хорошо слушаем себя и очень легко можем прочесть текст, совершенно его не поняв. В самом начале говорилось о том, что венцом процесса чтения является понимание прочитанного. И потому, освоив азы чтения, следует как можно быстрее переходить к чтению про себя.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.