Система обучения русскому языку в целом, и процессу грамотного письма в частности, разработанная Н.Ф. Виноградовой, существует в русле так называемого личностно-ориентированного обучения. Рассмотрим основные постулаты этой модели.
В педагогике и методике начального обучения за последние годы прочно утвердилась личностно- и деятельностно-ориентированная направленность всего учебно-воспитательного процесса.
Подобное изменение образовательных векторов неизбежно влечёт за собой корректировку в развертывании содержания конкретных учебных дисциплин, способов их преподавания (со стороны учителя) и усвоения (со стороны ученика).
Личностно-ориентированную направленность должно соответствующим образом подготовить и организовать. Личностная ориентированность учебно-методического процесса по определённой учебной дисциплине базируется на индивидуальном подходе, осуществляемом учителем в отношении каждого ученика на основе знания им, педагогом, психофизиологических и т. п. особенностей обучаемого, и такого содержания, построения и хода уроков, когда индивидуальные качества ученика социализируются, приобретают положительную социальную значимость и ценность.
Авторы УМК “Начальная школа ХХI века” уделяют особое внимание формированию учебной деятельности у учащихся.
Для формирования учебно-познавательных мотивов содержание обучения по УМК “Начальная школа ХХI века” по всем предметам интересно и доступно каждому ученику. Это, конечно, не означает, что ребенок не должен думать, напрягаться при решении учебной задачи. Проблемные ситуации поджидают его постоянно. Ежедневно осуществляю на уроках индивидуальный подход ученика, считаясь с их интересами, особенностями, склонностями, темпам работы, для этого специально подобраны задания во всех учебниках и тетрадях УМК “Начальная школа ХХI века”. Все это сохраняет устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех.
На формирование учебно-познавательных мотивов направлен материал различных рубрик учебников. Например, рубрика “Путешествие в прошлое” (учебники “Русский язык”, автор С.В. Иванов). Содержание данных рубрик вызывает эмоционально-положительное отношение учеников к предметам. Удивление, сопереживание, радость открытия и пробуждает желание поработать с текстом, иллюстрациями, заданиями – дочитать до конца, разобраться в задаче, запомнить.
Второй важный компонент учебной деятельности – учебные действия. Все средства, входящие УМК “Начальная школа ХХI века”, включая, рабочие и коррекционные-развивающие тетради, специально направлены на овладение детьми отдельными операциями, из которых состоит каждое учебное действие.
Важной частью процесса обучения учащихся является контролирующая и оценочная деятельность. В учебниках и тетрадях есть специальная рубрика “Проверь себя”, задания которой позволяют детям самостоятельно проверить свои учебные достижения. В рабочих тетрадях “Учимся познавать мир” и “Дружим с математикой” даны конкретные оценочные критерии, которыми с удовольствием пользуются дети
Одним из главных ориентиров стратегии развития школы, заложенных в Образовательной программе и Модели выпускника является формирование функциональной грамотности (программа обучения письму, учебник Н.Ф. Виноградовой).
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.