Таким образом, фонематическая орфография предполагает наличие в ней написаний, как прямо определяемых произношением, так и косвенно им определяемых, хотя бы последние и не соответствовали произношению. Здесь могут быть как соответствующие произношению, так и несогласные с ним.
По мнению Н.С. Рождественского, сущность морфологической орфографии и заключается в том, что в соответствии с особенностями данного языка она стремится отразить в письме состав слов (т. е. основу и аффиксы) так, чтобы каждая часть слова, несмотря на ее звуковые изменения, имела всюду одно постоянное начертание. Таким образом, морфологический характер орфографии находится в связи с морфологическим членением слов, с выделением их морфологических, значащих частей.
В лингвистической и методической литературе уже установился термин «морфологический» по отношению к нашему правописанию .
Морфологическими написаниями обычно называют косвенно определяемые начертания типа вода, леса в противоположность «фонетическим» воды, лес. Такое словоупотребление, конечно, неточно. И то и другое вполне соответствует морфологическому строю данных слов. По линии морфологии и то и другое написание противопоставить нельзя. Написание о является морфологическим как в слове вода, так и в его форме воды. Если говорить о принципе косвенно определяемых написаний, то лучше его назвать принципом аналогии. Аналогия является сущностью этих написании: они определяются аналогией с теми родственными морфемами, правописание которых прямо определяется произношением. Так пишутся приставки, непроизводные основы, суффиксы, флексии. Конкретных написаний много, но все они подчиняются одному общему правилу: родственные морфемы надо писать одинаково; гласные и согласные в приставках пишутся так же, как в соответствующих предлогах, гласные и согласные в корне – так же, как в корне родственных слов, и т. п.
Как считает Н. С. Рождественский, орфографические принципы – это руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно.
Фонематический принцип объединяет многие разрозненные орфографические правила: правила проверки безударных гласных в разных частях слова, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, он помогает практически понять систему орфографии.
Морфологический и фонематический принцип орфографии не противоречит один другому, а углубляет друг друга. Проверка гласных и согласных букв в слабых позициях – от фонематического принципа ;опора на письме на морфемный состав слова, на части речи их формы – от морфологического.
Фонетический принцип – соответствие письма звуковому составу произносимой речи. Предполагается, что первоначально возникшая у разных народов звукобуквенная письменность была фонетической. Каждый звук фиксировали так, как он звучит, так как его слышит пишущий.
Ошибки допускаемые учащимися 1-го класса свидетельствуют о том, что у них еще не преодолено стремление изображать буквами те звуки, которые они слышат в слове: «ливень – льйот». И в современном русском языке немало таких написаний, где не возникает никаких расхождений между звучанием и письмом: луна, стол, рак и т.д. В большинстве слов, наряду с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, остальные звуки обозначаются буквами в соответствии со звучанием,, так в слове «вагон» звук «а» безударный, считается непроверяемым, пишется по традиции, в соответствии с языком – источником, но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием. Эти и другие правила, опирающиеся на фонетический принцип и противоречие морфологическому и общему принципу проверки гласных и согласных в слабых позициях.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.