Для изучения влияния физических упражнений, в частности речедвигательной гимнастики, на дошкольников, имеющих речевую патологию, был составлен комплекс специальных упражнений, включающий двигательные упражнения, дыхательные упражнения, упражнения на координацию и равновесие, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики рук, упражнения на регулирование мышечного тонуса.
При составлении комплекса мы опирались на специфические для этой патологии принципы:
принцип развития предполагает учет развития личности человека с речевой патологией, сохранных функциональных систем, двигательной сферы и речи логопата; обуславливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания;
принцип всестороннего развития на организм в целом. Логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервнорефлекторные механизмы регуляции;
этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение речедвигательного комплекса в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства;
принцип учета симптоматики определяет физические возможности людей с речевой патологией, ослабленность детей, наличие параличей и парезов;
принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности.
Для логоритмического воспитания важна взаимосвязь между степенью развития моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.М. М. Кольцова считает, что есть основания "…рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга".
Степень развития моторики кисти рук зависит от степени развитости мелкой и крупной моторики, также от силовых показателей кистей. Поэтому для изучения силовых показателей кистей рук мы использовали кистевую динамометрию.
В некоторой степени развитие моторики кисти рук взаимосвязано с развитием силовых качеств (Г.А. Волкова).
Результаты исследования представлены в табл.1.
Таблица 1
Степень развития силовых показателей у детей с нарушениями речи
Ф. И.О. |
Динамометрия правой руки, кг |
Динамометрия левой руки, кг | ||
До исследования |
После исследования |
До исследования |
После исследования | |
Иван Н. |
9,1 |
9,7 |
7,6 |
8 |
Антон Ш. |
8,4 |
9,1 |
8,4 |
9,1 |
Матвей Л. |
7,5 |
8 |
6,5 |
7,4 |
Глеб П. |
8,6 |
9,1 |
7,3 |
7,9 |
Сергей Ш. |
7,8 |
8,4 |
7,9 |
8,7 |
Егор С. |
7,8 |
8,3 |
7,3 |
8 |
Егор А. |
9 |
9,3 |
8 |
8,4 |
Андрей Д. |
7,1 |
7,8 |
6,2 |
7 |
Антон Б. |
7,8 |
8,2 |
6,8 |
7,2 |
Корней С. |
7,5 |
8 |
7,8 |
8,4 |
Х |
8,06 |
8,59 |
7,38 |
8,01 |
m |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.