Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания ( структуре ) и степени развития.
По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.
По широте различаются: общие; специальные способности.
Можно было бы говорить об эволюции в содержании понятия, которым определяются люди со способностями среднего уровня, при котором сначала в понятие включают только интеллектуальные характеристики, а в следующих этапах присутствие творческих способностей становится существенным и неизменным, до отождествления одаренности со способностью к творчеству, то есть признание творческих способностей как существенной характеристики одаренной личности.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).
Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.
Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.
Основные направления разработки проблемы творческих способностей наиболее четко обозначены в работах А. М. Матюшкина, исследователей Н. С. Лейтеса, В. М. Теплова, В. А. Крутецкого и др. Нужно принять факт, что всякий ребенок имеет специфическую одаренность, свой неопределенный минимум. Специфическая одаренность у всякого индивида есть центр, около которого интегрируется его индивидуальность. Одаренность прокладывает мост между природными и социальными измерениями индивидуальности. Роль педагога – помочь всякому определить свои способности и направить его на постижение собственного максимума.
На основе анализа научной литературы по исследованию проблем творчества мы предположили, что под творческими способностями исследователи понимают качества личности, способствующие проявлению ее одаренности как индивидуальности, уникальности. Следовательно, насколько личность обладает творческими способностями, настолько она способна развиваться в определенном контексте и творческие способности являются проявлением культуросообразного существования личности.
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.