№ п/п |
Мотив |
Кол. ответов |
1. |
Мотив долга и ответственности - № 1 |
50 |
2. |
Мотивы самоопределения и самосовершенствования - № 2-4 |
115 |
3. |
Мотивы собственного благополучия - № 5-7 |
98 |
4. |
Мотивы престижности - № 8-10 |
109 |
5. |
Мотивы содержания учебной деятельности - № 11-12 |
84 |
6. |
Мотивы отношения к процессу учения - № 13-15 |
93 |
Исходя из ответов детей, можно сделать вывод о том, что у учащихся вторых классов доминирующими мотивами учения являются: мотив долга и ответственности; мотивы престижности; мотивы самоопределения и самосовершенствования. Учитывая психолого-педагогическое исследование, учащиеся младшего школьного возраста характеризуются, с одной стороны, ответственностью к обучению, с другой - повышением внимания к своей личности, активным процессом самоопределения, самосовершенствования. Это определяет особую важность формирования у детей личностно значимого учебно-познавательного интереса.
Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействия: актуализация уже сложившихся у школьника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо укрепить и поддержать; создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств, устойчивости, осознанности, действенности. При этом необходимо учитывать индивидуальный подход в обучении, который состоит в обеспечении самораскрытия ребёнка, помощи ему в использовании своих возможностей, склонностей, способностей, интересов. Возникновение устойчивого уровня мотивации способствует возможности включения ребенка в такие виды учебной деятельности, где он может достичь успеха и вместе с тем, где возникает ощущение преодоления трудностей и препятствий. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность ученика в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время контрольных работ, всевозможных помех и усталости; создавать ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимоуважении.
Проблемное, развивающее обучение на достаточном уровне трудности способствует творческой активности школьников, предоставляет ученику возможность развивать свой потенциал. Интерес ребенка к общению со сверстниками может быть использован для развития мотивов совместной учебной деятельности. Через интерес к конкретному предмету, который сам является мотивом учения, можно развивать широкие познавательные мотивы и снимать тревожность. Изучение преподавателями реального уровня развития мотивов учения, интеллектуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей необходимы для разработки программы развития познавательного интереса в учебе, учет склонностей и способностей учеников способствует формированию положительного отношения к учению.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.