Патронат — одна из узаконенных в ряде регионов РФ форм устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, при которой несовершеннолетний помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя. При патронате, патронатные воспитатели несовершеннолетнего, у которых он проживает, принимаются на работу в качестве воспитателей того детского дома, откуда взят несовершеннолетний, получают заработную плату за уход и воспитание несовершеннолетнего.
С 1994 года в ряде Российских регионов (всего – в 39 регионах) проводится работа по развитию новой (забытой) формы устройства несовершеннолетних в семью на патронатное воспитание.
Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения несовершеннолетних в фостеровские семьи.
Эта форма основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав несовершеннолетнего между родителями (если они имеются и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем.
Этим обуславливается то, что это самая “гибкая” форма устройства, на которую можно поместить несовершеннолетнего любого возраста, вне зависимости от его юридического статуса, состояния здоровья и на любой срок (от 1 дня до достижения несовершеннолетним 18 лет).
Впервые появляется возможность помочь несовершеннолетнему в любой ситуации, не нужно держать ребенка в приюте и ждать годами, когда суд, наконец, примет решение о статусе его родителей, либо не изымать из семьи и ждать, когда появятся очевидные доказательства насилия, впервые появляется шанс у несовершеннолетнего, оставшегося без родителей, тоже найти семью (в этом случае важно, что уполномоченное учреждение возьмет на себя значительную часть забот о здоровье и обеспечении несовершеннолетнего).
Практикуется краткосрочное размещение на период каникул или на выходные несовершеннолетнего – инвалида ( это даст передышку родителям несовершеннолетнего и позволит сохранить несовершеннолетнего в семье и не допустить его помещение в интернат).
Несовершеннолетний помещается в семью и “навсегда”, т.е. до 18-летия, если требуется сопровождение и помощь в воспитании этого несовершеннолетнего (зачастую это помощь требуется всегда). Например, в Москве на «долгосрочном патронате» находится сейчас до 90% всех несовершеннолетних, помещенных в патронатные семьи.
Патронат- форма сугубо региональная, и на федеральном уровне нет нормативной базы по этому поводу.
Во-первых, вернусь к тому, что говорил в начале, патронат ни юридически, ни практически, не является формой семейного устройства, т.к. ребёнок остаётся воспитанником детского учреждения, хотя и переданным в семью. Хотя тут законодатели разных регионов по-разному подошли к вопросу регулирования этого вопроса, при том, что названия даны всем одинаковые — «патронат».
В целях обеспечения возможности воспитания несовершеннолетнего в замещающей семье, в России разрабатывается такая форма, как патронатное воспитание, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и ООиП (или его уполномоченным учреждением).
Согласно п. 6 ст. 145 СК РФ и ст. 14 Закона от 24.04.08 № 48-ФЗ возможно установление опеки или попечительства по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. Однако правового определения терминов приемная и патронатная семья в законодательстве не содержится. Патронат впервые появился в России в 1994 году на базе детского дома №19 Москвы, как экспериментальная площадка Министерства образования РФ по устройству детей в патронатные семьи. В развитых странах, таких, как Англия, США, аналогичная форма устройства детей (так называемая, foster care) позволяет свести к минимуму или вообще упразднить детские дома. Ценность патронатного воспитания состоит в том, что оно позволяет устроить в семью любых несовершеннолетних, в том числе и тех, кто находится в детском доме, несмотря на наличие опекунов и попечителей, например родителей, отбывающих наказание в местах лишения свободы и при этом не лишенных родительских прав.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.