Данные законопроекты сделают недействительными договора о патронатном воспитании, в результате чего будут расформированы все ныне существующих патронатных семей, в которых воспитываются. Дело в том, что законопроекты вводят норму «патронатное воспитание» как разновидность «опеки по договору», что потребует от патронатных семей возвращения детей в интернаты до заключения новых договоров на совершенно других условиях, исключающих, согласно законопроектам, из числа субъектов договора профессиональную сопровождающую организацию по патронату.
Законопроекты игнорируют суть патронатного воспитания, которое, в отличие от приемной семьи, заключается в солидарной ответственности и разграничении прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка между патронатным воспитателем и организацией по патронату, зафиксированных в договоре о патронатном воспитании. Это позволяет успешно решать зачастую непростые проблемы, возникающие при передаче ребенка в семью, особенно, когда это ребенок из социально-неблагополучной семьи или выросший в детском доме, или с ограниченными возможностями здоровья. А таких среди детей-сирот более 90%. Принятие законопроектов, разработанных Комитетом Госдумы, прекратит деятельность организаций, осуществляющих патронатное воспитание, они утратят многоплановый функционал, возлагаемый на них в соответствии с договором о патронатном воспитании.
Между тем организации по патронату на практике доказали, что в семью можно устроить каждого несовершеннолетнего, подростка, инвалида, с проблемами в обучении и т.п. На существующих площадках по патронатному воспитанию созданы правовой, финансовый, организационный механизмы, отработаны технологии восстановительной работы с кровными семьями и сопровождения принимающих семей. Это российское ноу-хау с 95% успеха, практическим отсутствием возвратов детей, это реальный способ исполнения Поручения Президента России «создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях». Модель таких профессиональных организаций по опеке и попечительству уже тиражируема, ее можно внедрить по всей стране, быстро и безопасно вывести детей из приютов и интернатов в семьи, одновременно создавая простроенную систему сопровождения, при минимуме дополнительных бюджетных расходов. Внесенные Комитетом Госдумы законопроекты исключают возможность такой общероссийской реформы.
Успешный региональный опыт работы по патронату положен в основу разработанного в Минобрнауки России по поручению Д.А. Медведева от 8 июня 2007 г. проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования работы по профилактике социального сиротства и развития семейных форм устройства детей». Позже основные положения этого законопроекта были переработаны в виде поправок ко второму чтению проектов, указанных выше Федеральных законов, и 12 марта с.г. представлены в Правительство РФ. Однако против этих предложений выступило, за подписью двух сразу ушедших в отставку заместителей Министра, Минздравсоцразвития России, тогда как другие министерства согласовали законопроекты.
Минздравсоцразвития настаивает, что вся необходимая работа в отношении семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, учреждениями социальной защиты ведется успешно и не требует дополнительного законодательного регулирования. Вместе с тем по данным государственной статистики на 2009 г. в РФ около 80% детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами, и ежегодно растет число детей, родители которых лишены родительских прав, с 2003 по 2007 годы оно увеличилось на 16 тысяч человек; сотни тысяч детей из социально неблагополучных семьей становятся безнадзорными.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.