Личностно-ориентированный подход как основа для реализации образовательного процесса

Новое об образовании » Методы проблемного обучения в преподавании иностранного языка » Личностно-ориентированный подход как основа для реализации образовательного процесса

Страница 1

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Поэтому всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями.

Личностно-ориентированным подходом можно назвать подход к реализации образовательного процесса, для которого характерна направленность на развитие личности обучающегося путем обеспечения ему свободы для принятия самостоятельных решений по выбору содержания, технологии обучения и поведения.

Актуальность данной образовательной инновации (личностно-ориентированного подхода) можно объяснить следующими причинами:

− значительно вырос и постоянно продолжает расти объем информации, что порождает затруднения для ориентировки в информационной среде;

− цель образовательного процесса не сводится только к насыщению человека знаниями; воспитание и развитие равно важны для формирования личности обучающегося.

В отличие от привычного, утратившего свою значимость, представления об образовательном процессе как о передаче информации от педагога к обучающимся, сегодня можно обозначить одну из главных целей педагогической деятельности – развить в ребенке способность быть личностью.

Личностно-ориентированный подход предполагает взгляд на обучаемого в первую очередь именно как на личность: значимым становится не просто обучение (то есть приобретение обучающимся знаний умений и навыков), но именно образование, а значит формирование личности обучающегося под воздействием обучения, воспитания и развития.

По мнению И.С. Якиманской - автора разработки технологии системы личностно-ориентированного обучения, за обучающимся закрепляется роль познающего мир, но в специально организованных для этого условиях. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться обучающийся.

Согласно исследованиям И.С. Якиманской в этой области личностно-ориентированный подход опирается на следующие исходные положения:

− приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности обучающегося, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения;

− при конструировании и реализации образовательного процесса необходима особая работа по выявлению субъектного опыта каждого обучающегося, его социализация (“окультуривание”); контроль над складывающимися способами учебной работы; сотрудничество ученика и учителя, направленное на обмен различного содержания опыта; специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;

− в образовательном процессе происходит “встреча” задаваемого обучением общественно-исторического опыта и данного (субъектного) опыта обучающегося, реализуемого им в учении;

− взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального, наполнения его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено учеником, как субъектом познания в его собственной жизнедеятельности;

− развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;

− основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Урок – основной элемент образовательного процесса, однако в рамках личностно-ориентированного подхода значительно изменятся требования к его проведению:

− учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта обучающегося, включая опыт его предшествующего обучения;

− изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого обучающегося;

− в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта обучающегося с научным содержанием задаваемых знаний;

Страницы: 1 2

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru