Данная работа представляет собой исследование в области обучения иностранному языку, а в частности, проблемного метода обучения и его основных принципов.
Проблема методов обучения является одной из важнейших в педагогической науке и в практике обучения. От выбора и характера использования того или иного метода зависит, будет ли ученый труд для детей интересным и плодотворным.
Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствует о том, что проблемный метод как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся оптимизировать учебный процесс. Проблемность — главное условие развития объекта (мир) и субъекта (человек) — может быть рассмотрена как необходимость действовать.
Учебная задача может вызвать умственную активность при определенных условиях. Психологи усматривают источник активности учащихся, в частности, в противоречиях между имеющимся у них опытом (знаниями, умениями, навыками) и проблемами, возникающими при решении познавательных учебных задач. Это противоречие вызывает активную мыслительную деятельность.
Таким образом, в условиях проблемного обучения развитие активности в умственной деятельности учащихся можно характеризовать как переход от действий, стимулируемых заданиями учителя, к самостоятельной постановке вопросов; от действий, связанных с выбором уже известных путей и способов, к самостоятельным поискам решения задач и дальше — к выработке умения самостоятельно видеть проблемы и исследовать их.
Актуальность темы состоит в том, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. При помощи проблемного обучения, как одной из форм реализации личностно-ориентированного подхода можно достичь одну из главных целей педагогической деятельности – развить в ребенке способность быть личностью.
Цель нашего исследования – изучение возможности использования методов проблемного обучения в преподавании иностранного языка, доказать их эффективность и доступность.
Задачи исследования заключаются в следующем:
ü Охарактеризовать личностно-ориентированный подход как основу реализации современного образования
ü рассмотреть проблемный метод как эффективный способ реализации личностно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам;
ü определить цель, основные принципы, методы проблемного обучения;
ü изучить роль проблемного обучения в развитии личности и самостоятельности учащегося;
ü смоделировать урок иностранного языка с применением методов проблемного обучения.
Методы исследования: обзор, анализ научной и методической литературы, синтез полученной информации по исследуемой теме.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении большого круга методических вопросов связанных с использованием проблемного метода в обучении иностранному языку.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке проблемных заданий, которые могут быть использованы в обучении иностранному языку.
Предмет исследования – процесс обучения иностранному языку в школе.
Объект исследования – использование методов проблемного обучения на уроках иностранного языка.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.