Беседа о системе временных эталонов педагог проводит в детском саду, начиная со второй младшей группы, для формирования представлений детей о частях суток.
Так же уместны индивидуальные беседы и беседы по подгруппам. А у старших дошкольников уже сформированы некоторые представления и накоплен определенный опыт о временных единицах, поэтому целесообразно проводить беседы в старшей и подготовительной группе.
Особо хочется остановиться на наблюдениях за явлениями в природе. При наблюдении внимание детей надо сосредотачивать на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба), разнообразной деятельности людей. Выбор места для наблюдения, время и содержание разговора с детьми может подсказать программа, по которой работает воспитатель. Самое главное- умение педагога показать, подметить и объяснить взаимозависимость, существующую в природе: как светит солнышко, греет оно или нет и так далее.
Педагогу, ведущему наблюдение с детьми нужно хорошо ориентироваться в окружающих нас природных процессах. Утром, выходя на прогулку с детьми, педагогу важно обратить внимание на главный признак утра – низкое местонахождение Солнца по отношению к Земле, характерный цвет неба. А если провести с детьми наблюдение во второй половине дня, в зимнее время, то можно загадать загадку: "Светит, светит и не греет, как костер сияет ясно, ходит в небе круг за кругом, и тепло по всей округе. Но зимой как будто тлеет: светит так же, но не греет. Что же это?"
Чтобы ярче в памяти у детей оставались впечатления, целесообразно им задавать вопросы, говорить народные приметы, загадывать загадки, рассказывать отрывки стишков. Такие наблюдения освежают ранее полученные впечатления, способствуют дальнейшему практическому выполнению задания по ориентировке во времени. Желательно, наблюдения проводить в ясную погоду, чтобы хорошо было видно солнце.
Наблюдения педагогов и детей за сезонными изменениями в природе, за изменениями в течение дня или нескольких дней, можно сравнить: что было утром и вечером, вчера и сегодня – все это дети запоминают и отражают в рисунках. При этом педагог помогает детям, загадывая загадки, рассказывания стихотворений, читая рассказы. Дети старшего возраста могут сами воспроизводить рассказ. Можно оформить выставку по рисункам детей.
Нужно дать детям возможность работать с приборами по измерению времени. Такими возможностями обладает эксперимент, он позволяет дать детям более полную информацию определения времени, повысить наглядность или доступность материала, сделать процесс обучения наиболее эффективным и, наконец, наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.
В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается в том, что необходимо создавать специальные ситуации, заострять внимание на длительности временных интервалов, приучать в процессе деятельности измерять, а потом оценивать временные промежутки.
Формирование элементарных математических представлений включает в себя, как основную часть развития ориентировки во времени, так и творческий поиск, в котором можно выделить и такое направление, как занятие с использованием различных моделей, элементами символических наглядностей, иллюстративного материала с различными действиями людей, сказочных персонажей, явлений природы по системе временных эталонов.
На занятиях воспитатель обобщает, углубляет, уточняет и систематизирует те знания о времени, которые дети получают ежедневно; добивается, чтобы вся группа овладела программными требованиями. Дети учатся правильно оценивать длительность сравнительно небольших чувственно воспринимаемых отрезков времени (день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра), овладевают простейшими эталонами этих отрезков времени. Детей приобщают к усвоению более легких, емких временных отрезков: лето, осень, зима, весна, год. Дошкольников учат различать их характерные признаки, перечислять их в последовательности, называть текущий месяц, отличать летние месяцы от остальных.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.