Психолого-педагогические основы восприятия времени у детей дошкольного возраста

Новое об образовании » Формирование временных представлений у старших дошкольников » Психолого-педагогические основы восприятия времени у детей дошкольного возраста

Страница 3

Дошкольный возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения и познавательной деятельности. Происходящие в этот период изменения структурно-функциональной организации мозга определяют готовность ребенка к школе, обусловливают возможность и успешность учебной деятельности.

В дошкольном возрасте ребенок погружен в нерасчлененное время – пространство, поскольку его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым. Его ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы; глобальны, но не систематизированы. Представления о временных характеристиках существуют в детском сознании фрагментарно и с разной степенью осознанности. Поскольку дошкольник еще не соотносит временные ощущения с объективной временной сеткой, то мы можем наблюдать в этом возрасте наиболее ярко явление гомоморфизм временных параметров. Дети рассуждают так: "Время вообще есть, но без часов оно не заметно", "Часы не главное, часы – точное время, а настоящее время в днях, сутках". Дошкольник живет в собственных представлениях "здесь и теперь", где "минутка" - это слово, пока несоотносимое с физической мерой времени.

В этом возрасте идет интенсивное накопление знаний о предметах и явлениях действительности, организованных во времени (сегодня – завтра; сегодня – вчера; сначала - потом), чему способствует овладение родной речью, наблюдение за окружающим миром, развивающимся по законам биологии и истории, а также осознание своей собственной жизни.

Общепринятыми в философии являются определения основных характеристик категории времени:

· Последовательность, характеризующая непрерывное следование одного явления (события) за другим;

· Длительность, определяемая как продолжительность, протяженность одного явления (события) во времени;

· Синхронность, понимаемая в двух значениях: как состояние взаимосвязанных явлений, их системы в определенный момент развития и как осуществление различных состояний одновременно, совпадение их во времени.

Проявляясь во множестве своих частных характеристик, становление представлений о времени проходит на основе:

1. субъектного опыта ориентации ребенка во времени, с момента рождения по мере развития его движений, речи, знакомство с окружающим его миром.

2. присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики родного языка, соотношения мер и величин.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знания одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Говоря о структуре временных представлений ребенка, можно выделить, по меньшей мере, три различных аспекта этих представлений:

· Адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);

· Понимание обозначающих время слов (от более простых "вчера, сегодня, завтра" до более сложных "прошлое, настоящее, будущее" и т.д.);

· Понимание последовательности событий, действий, явлений.

Страницы: 1 2 3 

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru