Психолого-педагогические основы восприятия времени у детей дошкольного возраста

Новое об образовании » Формирование временных представлений у старших дошкольников » Психолого-педагогические основы восприятия времени у детей дошкольного возраста

Страница 2

Представления ребенка о времени исследовались в работах, как зарубежных исследователей, так и отечественных философов и психологов.

В отечественной психологии они изучались в рамках субъектной парадигмы С.Л.Рубенштейна, на основе которой была разработана концепция личностной организации времени как жизненного пути. Наиболее полно эта концепция представлена в работах К.А.Абульхановой-Славской. На основе парадигмы С.Л.Рубенштейна развернуты теоретико-эмпирические исследования, каждое из которых направленно на построение многочисленных интегральных моделей организации времени. В рамках этих исследований преодолевается противопоставление субъективного и объективного времени, что было предметом обсуждения в исследованиях П.Жане, Ш.Бюлер, Ж.Пиаже, К.Левина и других.

В педагогической психологии проблема восприятия времени детьми систематически изучается с середины 50-х годов.

В познание различают объективное (то есть естественное) время, отражающее связь во времени предметов, явлений действительности и психологическое время личности.

Мир существует и изменяется во времени по своим законам, не зависящим от субъекта.

Психологическое время характеризуется отсутствием строгой метрики, линейности, непроницаемости и необратимости. Это субъективное время личности, определяющее избирательность в осознание своего жизненного пути, пристрастное отношение к событиям своей жизни и произвольное обращение со временем в собственной жизни. Психологическое время считается важным атрибутом самосознания личности и одним из условий ее существования.

Между характеристиками объективного и психологического времени, такие характеристики как длительность, последовательность, синхронность, можно измерить достаточно точно с помощью приборов. Временные интервалы равны между собой (минута, час, год), их последовательность строго определена.

Психологическое время имеет свое особенное актуальное членение. С.Л.Рубенштейн обращал внимание на то, что "наполненность, насыщенность времени событиями и темпами их протекания изменяет ритм времени жизни человека".

Становление у человека временных характеристик происходит одновременно с пространственными характеристиками. В восприятии пространство и время неотделимы друг от друга. Психологическая ориентировка во времени формируется у ребенка постепенно, по мере овладения им, представлениями, знаниями, умениями.

Изучение психологических условий становления представлений о времени в сознание ребенка является задачей педагогической психологии, поскольку время как универсальная категория обобщает и организует в сознание ребенка весь субъектный опыт, и именно поэтому может стать основой межпредметной интеграции в начальной школе.

Под субъектным опытом подразумевается индивидуальный опыт, обусловленный функциональными особенностями организма, социальным окружением и собственной психической активностью субъекта. Под психической активностью понимается совокупность индивидуально присущего познавательного, коммуникативного и созидательного опыта освоения действительности.

В субъектном опыте представлены результаты целенаправленного обучения, а также стихийного взаимодействия с миром людей и вещей. Оба источника субъектного опыта в ходе онтогенеза претерпевают изменения по содержанию и функциям, но остаются самостоятельными и личностно значимыми. Согласование двух источников опыта необходимо в образование для обеспечения полноценного развития личности.

Субъектный опыт динамично суммирует индивидуальное представление и знание, задаваемое учебным процессом. В содержание субъектного опыта входят:

· Предметы познания и деятельности, представления, понятия;

· Операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических);

· Эмоциональные коды (личностные смыслы, ценности, установки, стереотипы).

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru